Реестр иностранных агентов пополнился ещё двумя организациями. Они, как сказали бы физики, которых поддерживал один из новых "агентов", не квантуются. То есть – идут в "инагенты" парой. Фонд Дмитрия Зимина "Династия" на протяжении 13 лет поддерживал российскую науку и просвещение, а "прокололся" на сотрудничестве с фондом экономиста Евгения Ясина.
Сообщение о том, что фонды "Династия" Дмитрия Зимина и "Либеральная миссия" Евгения Ясина включены в реестр иностранных агентов, появилось на сайте Министерства юстиции вечером в понедельник, 25 мая. Напомним, что в соответствии с законом "О некоммерческих организациях", в реестр вносятся НКО, которые ведут политическую деятельность, получая зарубежное финансирование.
"Факты соответствия названных организаций признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, были установлены в ходе проведения Главным управлением Минюста России по Москве плановых документарных проверок", – сообщает Минюст.
Основатель "Династии" Дмитрий Зимин не хочет давать комментарии, пока не пройдёт заседание совета фонда, а оно назначено на 8 июня. Он только сказал "Фонтанке", что, вероятнее всего, его детище не будет работать с "ярлыком". И, если включение в реестр не удастся оспорить, просто прекратит существование.
– Ну что же, стану на несколько миллионов богаче, – грустно пошутил в разговоре с "Фонтанкой" Дмитрий Зимин.
Ему 82 года. И он – уникум. Белая ворона. Учёный-радиотехник, создатель компании "Вымпелком" (сотовый оператор "Билайн"), он в 2001 году продал свои акции и не купил на вырученные деньги футбольный клуб. Зимин основал фонд "Династия" для поддержки науки и просвещения. "Несколько миллионов", о которых он говорит, это, если быть точнее, почти полмиллиарда в год. В 2014 году расходы фонда составили 352 миллиона рублей, на 2015-й было запланировано уже 435 миллионов. Столько Дмитрий Зимин тратит на развитие и популяризацию науки и образования в России. Столько он сэкономит, если фонд придётся закрыть.
Деньги, которые шли на финансирование "Династии", принадлежат Дмитрию Зимину. Он российский гражданин. Однако хранит он деньги не в российских банках, а за границей. Это и позволило Минюсту признать финансирование фонда иностранным.
Наука как политика
Ежегодно порядка трёх сотен молодых учёных в разных городах России, физики, биологи, математики, уровнем – от студентов старших курсов до докторов наук, становились получателями стипендий и грантов "Династии".
Алексей Короновский, профессор Саратовского государственного университета, доктор физико-математических наук, был стипендиатом дважды.
– Я получал гранты фонда "Династия" как кандидат наук и как доктор, – рассказал он "Фонтанке". – Отбор у них достаточно жёсткий. Фонд ведь только платит, а отбирает заявки не он, а Московский центр фундаментальной физики. То есть эксперты, которых привлекает фонд. И мне показалось, что фонд финансирует не столько какую-то конкретную научную работу, сколько учёного, потому что они учитывают и предыдущие работы. То есть они финансируют человека, занимающегося наукой. Это не те суммы, чтобы решить, что жизнь удалась и можно больше ничего не делать, но это очень важное подспорье для молодого учёного. Вместо того, чтобы разгружать вагоны, чтобы искать какую-то подработку, с их стипендией человек может спокойно заниматься наукой.
Дмитрий Аристов, доктор физико-математический наук, сотрудник Петербургского института ядерной физики, до 2010 года работал в Европе. Потом вернулся в Россию, получил стипендию "Династии" и остался работать здесь.
– Я вернулся из Германии и не очень понимал, на что буду жить, работая в России, – рассказал Дмитрий "Фонтанке". – Зарплата моя в институте со всеми надбавками составляла где-то 25 тысяч рублей, хотя я уже был доктором наук. Фонд её фактически удвоил, выделив мне стипендию. На это уже можно было жить. Иначе мне с семьёй пришлось бы тяжело. Три года я получал эту стипендию. За это время успел устроиться по совместительству в университет. Так что фонд "Династия" был для меня такой очень важной поддержкой, чтобы встать на ноги в России.
Станислав Алексеев, доктор физико-математических наук, сотрудник Астрономического института МГУ, был обладателем гранта в 2014 году, благодаря этому его группа смогла продолжить начатую работу.
– Наша группа получила достаточно интересные результаты по поиску проявлений современных теорий в астрофизике, у нас было много публикаций на эту тему, – рассказал он. – Я подал заявку в фонд, чтобы продолжить работу. И мне был присуждён грант. Это большая помощь: вам приходит сумма, и вы можете себе позволить летать, скажем, на конференции, можете помочь молодым коллегам. Конечно, нашу работу можно было бы делать и на голом энтузиазме. Но с деньгами, согласитесь, гораздо эффективнее. У меня есть студенты и аспиранты в Екатеринбурге. Вы простите, но банально сесть на самолёт и слетать к ним, чтобы поговорить не только по скайпу, денег нет. Государство таких перелётов не оплачивает. Или надо обить 100 порогов. Благодаря "Династии" это всё было проще.
Станислав рассказал ещё об одной программе фонда, с которой ему, сотруднику вуза, приходилось иметь дело.
– Это вещь уникальная: программа, по которой можно приглашать ведущих иностранных учёных для чтения лекций в России, – продолжил он. – Большая проблема в общении с западными коллегами в том, что каждый раз, приглашая человека, надо говорить ему: найди сам деньги. Это неэтично. Программа "Династии" даёт возможность оплатить людям самолёт и отель. И у нас читают лекции учёные с мировым именем.
У "Династии" есть программы по проведению конференций и тематических курсов, по поддержке учителей и талантливых школьников, фонд проводил конкурс "Научный музей XXI века".
Книги как политика
Отдельная часть работы фонда – книгоиздание. "Династия" издаёт книги, которые, как правило, на скорый коммерческий успех рассчитывать не могут.
– Есть огромный пласт книг – так называемых "полукоммерческих", – объясняет журналист Сергей Пархоменко, знакомый с работой фонда. – В конечном счёте тираж будет продан, через много лет деньги издателю вернутся. Но никакой издатель не может себе позволить такого медленного темпа оборота денег. Почти вся научно-популярная литература, вообще – вся литература non-fiction, это такие книги. "Династия" сделала возможным издание в России именно таких книг.
Когда речь идёт о такой литературе, продолжает журналист, вопрос стоит не только о деньгах. Книги надо ещё отобрать. "Династия" финансировала работу группы экспертов, проводивших отбор.
– Кроме того, настоящая просветительская книга не может выйти в "голом" виде, она требует примечаний, предисловий, послесловий, комментариев и так далее, – продолжает Пархоменко. – Эксперты "Династии" проводили и эту работу.
Отдельный проект "Династии" – энциклопедия "Элементы", в которой доступным языком говорится о фундаментальной науке.
– И самые лучшие книги "Династии" тоже выходили в серии "Элементы", – добавляет Пархоменко.
Фонд не только издавал книги, он ежегодно вручал премию "Просветитель". Авторам, умеющим и желающим, как сказано на сайте фонда, "популяризировать идеи, которые формирует ученое сообщество".
– Эта премия создала рынок российской научно-популярной литературы, – говорит Пархоменко. – Посмотрите список номинантов премии: это всё – книги российских авторов, поддержанные "Династией" с момента их зарождения. Значительную часть тиража книг-лауреатов фонд закупал и сам распространял по огромному кругу российских библиотек. Плюс – издательство, опубликовавшее такую книгу, получало от фонда премию, которую обязано было расходовать на её продвижение. И, наконец, автор должен был провести цикл лекций, и фонд оплачивал его турне по России.
Издание научно-популярной литературы, надо понимать, тоже признано политической деятельностью.
– Просвещение – это, конечно, политика, – соглашается Сергей Пархоменко. – У нас любая деятельность, которая влияет на общественное мнение, признаётся политикой. Государство сегодня устроено так, что мракобесие полезнее и удобнее, чем просвещение.
"Последней каплей" для "Династии", по мнению журналиста, стала поддержка другого фонда – с программами в области экономики.
Либеральная миссия
Фонд "Либеральная миссия" был основан научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным. На сайте фонда перечислены темы, на которые он нацелен. Кроме экономики, это, например, "формирование в России основ правового государства", "выработка стратегии позиционирования России в мире, интеграции в западное сообщество", "политический потенциал национального лидера" и прочие. Даже странно, что Минюст так долго ждал, прежде чем признал всё это политической деятельностью.
Два фонда, внесённых в реестр "в одном пакете", тесно связаны. В общественный совет "Династии" входит Евгений Ясин, в совет "Либеральной миссии" – Дмитрий Зимин. Он же финансировал оба фонда. Как мы уже знаем, его деньги признаны иностранными.
Евгений Ясин не стал подробно комментировать внесение "Либеральной миссии" в перечень Минюста.
– Пока я могу только сказать, что иностранных денег мы не получали, – сказал он "Фонтанке". – Это были деньги российского бизнесмена Дмитрия Зимина. Занимались мы просветительской деятельностью, проводили дискуссии. В ходе этих дискуссий бывали, конечно, и острые выступления. Что будет дальше – не могу сказать. Мы будем судиться.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"