Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -3

5 м/с, южн

744мм

73%

Подробнее

Пробки

7/10

Гоблин - о свирепейшем патриотизме, 28 панфиловцах и краудфандинге

1804
ПоделитьсяПоделиться

На съёмки фильма о 28 героях-панфиловцах через Интернет была собрана сумма, какой ещё не набирал подобный краудфандинговый проект: 32 миллиона рублей. Помогал в сборе денег переводчик, публицист, бывший оперативник Дмитрий Пучков (Гоблин). Благодаря его участию пожертвования так активизировались, что к краудфандингу присоединился министр культуры Мединский. И удвоил сумму. Сегодня у киногруппы есть больше 62 миллионов рублей. О том, как собирали деньги, Дмитрий Пучков (Гоблин) рассказал "Фонтанке".

Премьеру картины о легендарных 28 героях-панфиловцах нам обещают ближайшей осенью. И неважно, что слово "легендарный" здесь можно понимать по-разному. Создатели фильма просят не говорить, что 28 панфиловцев – миф. Они предпочитают слово "легенда".

В центре картины – подвиг бойцов 316-й стрелковой (Панфиловской) дивизии, остановивших немецкий танковый батальон на подступах к Москве, у разъезда Дубосеково, 16 ноября 1941 года. Их было 28 человек, они уничтожили 18 танков, но все погибли. Статьи об этом были напечатаны в газете "Красная звезда" 27 ноября и 28 ноября 1941-го. В первой военкор рассказывал, как герои ценой собственной жизни не подпустили к Москве фашистские танки, во второй уже литсекретарь газеты добавлял подробности: сколько было героев, сколько орудий уничтожено. В январе 42-го этот же автор написал очерк, перечислив 28 имён героев. В июле 42-го все 28 человек, названных в статье, были удостоены звания Героев Советского Союза посмертно. В 1947 году нашёлся один из "погибших", выяснилось, что он был в плену. Потом среди живых нашлись ещё четверо панфиловцев, чьи имена называла "Красная звезда". В советское время, в 1966 году, об этом осторожно написал журнал "Новый мир". В 1997 году в том же издании была напечатана статья о том, что подвиг 28 панфиловцев оказался литературным вымыслом "Красной звезды"... С тех пор так и существуют две версии подвига бойцов Панфиловской дивизии.

Но фильм не о версиях, он – о подвиге. В 2009 год режиссёр Андрей Шальопа написал об этом сценарий, но не мог приступить к съёмкам, потому что не было денег. В 2013-м был запущен краудфандинг – сбор пожертвований через Интернет. Сейчас счётчик на сайте показывает, что 33 тысячи человек собрали вместе 32 миллиона. В декабре 2014-го киногруппа выиграла грант Министерства культуры – ещё 30 миллионов.

- Дмитрий, это ваше участие сделало сбор денег таким удачным?

– С самого начала ребята обращались за деньгами к разным продюсерам. Но им говорили: Михалков так запомоил всё своими "Предстоянием" и "Цитаделью", что на военную тему денег вам никто сейчас не даст. Андрей Шальопа решил снять тизер. Такой коротенький трейлер, который делают ещё до начала съёмок фильма. Чтобы предметно ходить по гражданам, у которых есть деньги. И чтобы собрать денег на тизер, он повесил предложение на сайте, который занимается краудфандингом. Обратился ко мне, чтобы я помог в силу моих возможностей. Тогда им надо было собрать 300 тысяч рублей. Я повесил их предложение на своём сайте, и за 3 недели мы набрали 3 миллиона 197 тысяч. Этого хватило, чтобы начать съёмки.

- Вас не смутило, что продюсеры отказались вкладываться в фильм, то есть не видели за ним коммерческого успеха?

– Нет. Тут дело же не в коммерческом успехе. Каждый творец хочет что-то выкрикнуть, что-то обществу сказать. Творец в моём понимании – тот, в ком есть некий божий дар, который позволяет ему смотреть на вещи под неким специфическим углом. Его главная задача – не денег заработать, не зарплату получить, а что-то выкрикнуть.

- Сама по себе история про 28 панфиловцев…

– У нас в стране приняли Конституцию, в которой написали, что у нас нет идеологии. Декларативно это заявлено. На самом деле, она есть! Идеология эта антисоветская. Нас приучают ненавидеть наших предков, рассказывают о том, какая же это была откровенная мерзость – советская история, там не было ничего, кроме ГУЛАГа, заградотрядов, массовых расстрелов, сталинизма!..

- Насчёт 28 панфиловцев…

– Это – государственная политика. И не переубеждайте меня! Если каждого спросить: кем был твой дедушка? Подонком, упырём? Нет, скажет, мой дедушка на фронт ушёл и там погиб, отдав жизнь за Родину. За то, чтобы мы были живы. Осквернение подвига этих людей – это гнуснейшая низость! Соответственно, фильм про 28 панфиловцев – это фильм о подвиге. О том, как остановили немецкие танки под Москвой. Вот это Андрей Шальопа хочет показать. И покажет.

- Историю 28 панфиловцев называют легендой, о самом факте много спорят…

– Все эти разговоры лежат в русле антисоветизма. Вам говорили: у вас вообще не было героев, Зоя Космодемьянская была мерзавкой, которая сжигала дома, Александр Матросов поскользнулся и упал, Гастелло нечаянно дёрнул не ту ручку, 28 панфиловцев вообще не было…

- Вы напрасно меня убеждаете, я тоже училась в советской школе.

– Я вас не убеждаю. Задаёшь вопрос: дорогие друзья, расскажите, неужели немцы на нашу страну не напали? Напали. Неужели не дошли до Москвы? Дошли. Неужели их под Москвой не остановили? Остановили. Была Панфиловская дивизия? Была. Панфиловцы остановили немцев? Да. Но 28 панфиловцев – миф!

- А это важно – миф или нет? Разве для того, чтобы показать в кино подвиг, героических людей, погибших за родину, важно, насколько киноистория повторяет реальные события?

– Нет. Это подвиг, который превратился в легенду. И люди эти – легендарные. Это кино про подвиг. До смешного доходит: когда этот сценарий читали другие люди, тоже – "гениальные творцы", не буду называть имена, они говорили Андрею: у вас сюжета нет. Немцы, мол, нападают, они отбиваются, это что – сюжет? Почему нет никаких флешбэков, почему никто не вспомнит, как у него дома старушка-мать?.. Вот я вам скажу как человек военный: речь идёт об экстремальных обстоятельствах. Перед лицом смерти в мужских коллективах никто не блеет про старушку-мать или невесту… Они никуда не побежали. Они там остались и погибли. Но танки-то не пустили!

- Вы можете в нескольких словах пересказать сюжет?

– Это бессмысленно рассказывать. Вот подразделение заняло оборону на рубеже. Вот на них напали немцы. Вот они от немцев отбились. Немцы не прошли.

- Сколько времени будет идти фильм?

– Полтора часа.

- Полтора часа сплошного боя?

– Нет, там будут и разговоры. Хорошее кино – оно не про войну, не про любовь. Оно – про людей. Человек попадает в ситуацию, которая для нас с вами такая… Даже не могу подобрать слово. Люди поставлены в такие условия, в каких мы никогда не были. Как мы себя поведём? Вот это всегда интересно. Один боится откровенно, другой – нерешительный, третий может собрать волю в кулак, всех организовать, повести за собой и добиться результата. Вот это – кино про людей. И эти слова про "бессюжетность" от "большого творца"… Я вот ежегодно наблюдаю, как проходят какие-то чемпионаты по футболу. Обращаю ваше внимание: там вообще никакого сюжета нет. А 4 миллиарда сидят – и не отрываясь смотрят.

- Что нужно было написать на тех сайтах, где шёл сбор денег, чтобы люди захотели пожертвовать на фильм?

– Применительно ко мне – достаточно было моих слов: "Парни, давайте соберём на фильм". Публика, которая там собирается, мне доверяет. Это с одной стороны. С другой стороны, они сами видят, что это на благое дело. Из одного ролика видно одно, из другого – другое, из третьего… Краудфандинг – вещь специфическая. Невозможно сделать так, чтобы люди сдавали денюжку, как налогоплательщики. У вас душевный порыв – вы 300 рублей сдали. Потом у вас полгода нет порыва – вы не сдаёте. Чтобы у вас опять был порыв, вам надо показывать ход работы.

- То есть: собрать денег – снять ролик, собрать – снова потратить на съёмку ролика?

– Не совсем так. Надо показывать рабочие материалы. Съёмки, которыми вы показываете, что процесс движется. Вы подогреваете интерес. Первые 3 миллиона 197 тысяч мы собрали за 3 недели, потом выпустили первый 3-минутный ролик – и ещё 3 миллиона собрали за неделю.

- Был ли какой-то период "всплеска", когда люди особенно активно жертвовали деньги на патриотический фильм?

– Нет, я такого не помню. Это шло синусоидой: появляется материал – "всплеск", потом – спад.

- Вообще-то кино, мне кажется, так не снимают. По кусочкам и с непредсказуемым результатом.

– Ну, это люди одержимые – в хорошем смысле.

- На качество конечного продукта такой ритм не повлияет?

– Они крайне требовательны к себе. И к тому, что они делают. Повторю, они делают это не ради денег. Не для того, чтобы заработать какие-то безумные суммы в прокате. Творчество – оно ж само из тебя лезет, а не ждёт денег.

- В 2014 году фильм получил грант Министерства культуры. А с самого начала кто-то пытался обратиться за помощью к государству?

– Ходили только к продюсерам. Не к государству. Министр обратился к ребятам с предложением оказать помощь, после того как вышел первый ролик и мы собрали уже 6 миллионов. Это было сильно заметно, потому что даже столько денег у нас ни на что не собирают. И министр сказал: давайте как-то вместе, министерство поможет. На старте он не помогал деньгами. Но он обратился на "Ленфильм" и организовал группе серьёзные скидки на съёмки в павильонах. А уже потом, когда всё перешло в решающую фазу… То есть он изначально сказал, что государство даст столько же, сколько соберёт народ. Когда собралось 30 миллионов, он 30 миллионов и выделил. Помощь была очень серьёзная и своевременная.

- Был момент, когда к финансированию хотел подключиться Казахстан. Почему этого не случилось?

– Да, в Петербурге проходил, кажется, Культурный форум, там были представители Казахстана, которые сказали: поскольку Панфиловская дивизия формировалась в Казахстане и в Киргизии, в Алма-Ате стоит памятник панфиловцам, они выделят на фильм миллион долларов.

- И что произошло?

– Что-то не сложилось. Лично я не понимаю, что.

- Выделяя деньги на фильм, Мединский ставил какие-то условия?

– Никаких. А как он может ставить условия? Андрей написал сценарий, он не будет ничего менять, даже если от него потребуют. Но на сайте фильма сразу поднялся крик: а не будут ли они вмешиваться в сценарий? Не появятся ли там привычные всем заградотряды, которые расстреливают в спину наши войска – как у Никиты Сергеича Михалкова? Не будет ли там СМЕРШа, который в ближайшем окопе простреливает головы?..

- Это Мединского в таком вмешательстве подозревали?

– Это типичный результат вмешательства государства, которое занято антисоветизмом!

- Наше государство занято антисоветизмом?!

– Я вам говорю то, что писали на сайте фильма. Но Мединский, я вас уверяю, достаточно вменяемый гражданин. В чужие сценарии он не суётся.

- Да, это мы знаем. А были упрёки в адрес создателей фильма, что без каких-то деталей, известных о войне, у них получится "лубок"?

– Без каких деталей? СМЕРШа, заградотрядов и прочего бреда?

- Например.

– Это бред, понимаете? Если какому-то психически больному кажется, что война состояла из этого, то это, мягко говоря, заблуждение. Мнение психически больных меня не интересует. Обращаю ваше внимание: я никакого участия в написании сценария, в съёмках и производственном процессе не принимал и не принимаю, никакого воздействия на творцов не имею, никуда не лезу.

- На сайте фильма сказано, что деньги жертвовали 33 тысячи человек и все имена будут в титрах. Сколько же времени будут идти такие титры?

– Большие титры. Вы, наверное, смотрели такой художественный фильм – "Властелин колец"? У гражданина Толкиена в США гигантская фан-база, это у американцев вторая по тиражам книга после Библии. И создатели вынуждены были общаться с этой фан-базой, чтобы, не дай бог, никого не обидеть. В результате титры после фильма идут 15 минут. Там указаны все, кто принимал участие в обсуждении.

- Премьера фильма о панфиловцах назначена уже на осень, но в кино есть, насколько я знаю, масса стадий после съёмок…

– Вот они сейчас идут.

- И какой сейчас этап?

– Доснимут, если уже не досняли, несколько сцен в блиндажах на "Ленфильме", в павильонах. Это часть. Ещё часть – танчики.

- В смысле – танки?

– Вот именно "танчики". Таких немецких танков, которые тогда принимали участие в боях, уже физически нет. Не осталось. Но маленькие танковые модели ловко, с помощью компьютерной графики, сначала снимают отдельно, а потом "вклеивают" в кино. Там работают люди, которые занимались созданием компьютерных игр, и они владеют очень серьёзными навыками. Это такое секретное ноу-хау, которое пока никому не показывают. В некоторых сценах танчики игрушечные, в некоторых построены на поле, подрисованы… Нынешняя техника позволяет творить чудеса.

- В сумме, с учётом краудфандинга и Министерства культуры, на фильм собрано 62 миллиона…

– Гораздо больше. Потому что, кроме денег, поступавших малыми порциями длительное время, уже перед Новым годом подключилась компания, которая делает компьютерные игры, и тоже дала денег. Деньги там были серьёзные. Не знаю, сколько получилось в итоге, но 62 миллионов было недостаточно, чтобы завершить фильм. Это из-за того, что процесс "размазался" на 2 года. Вот Спилберг, например, снимает кино за 80 дней. А растащить фильм на 2 года – это значительно дороже.

- Есть ли будущее у такого способа сбора денег на кино?

– Конечно. Хотя всё не так просто. Вот, например, сейчас в обществе обстановка свирепейшего патриотизма, я бы так сказал. Русские – они вообще такие: они когда видят внешнюю угрозу – консолидируются. Эти 86 процентов не на ровном месте образовались. И вот если произведение попадает в такую, скажем так, струю, то народ будет его поддерживать. Они будут сдавать деньги.

- Вы же не хотите сказать, что создатели фильма о панфиловцах ловили "струю"?

– Обращаю ваше внимание: в самом начале "струи" не было. И тогда денег никто не давал. Потом обстоятельства изменились.

- Но вообще-то, получается, что для того, чтобы собрать денег на кино, нужно уловить конъюнктуру?

– Не совсем так. Всё это, как вы понимаете, придумали в Соединённых Штатах. Там это наиболее ярко выразилось в компьютерных игрушках. Есть там товарищ, который придумал игру Wing Commander. Он предложил собрать деньги, чтобы он сделал продолжение. И ему собрали 70 миллионов долларов. Естественно, те, кто когда-то играл, хотели продолжения. Ну, знаете, как у нас снимают фильмы: "Ирония судьбы-2", "Кавказская пленница-2". Из расчёта, что люди смотрели десятилетиями эти фильмы и им будет интересно посмотреть, что дальше. Многие сходили, посмотрели. Увидели, что дрянь. Но деньги-то за билеты заплачены! Деньги можно собирать на что угодно. И люди постоянно этим сервисом пользуются, собирают деньги.

- Каким должен быть проект, чтобы ему помогали собирать деньги вы?

– Невозможно угадать.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close