Реклама

Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как -3

1 м/с, южн

748мм

96%

Подробнее

Пробки

4/10

Реклама

ФСБ закрывает Росреестр

1432
ПоделитьсяПоделиться

ФСБ не хочет, чтобы граждане могли свободно узнать владельцев конкретных квартир, яхт и самолетов. Блогеры усмотрели связь идеи спецслужбы со скандалом вокруг первого замдиректора ФСБ Сергея Смирнова и его незадекларированной квартиры в «Парадном квартале» в Петербурге.

Федеральная служба безопасности редко выступает непосредственным инициатором изменения законодательства. Как правило, нормы, которые отвечают закрытому и консервативному духу ФСБ, выдвигают сами депутаты Госдумы. В случае с инициативой по ограничению доступа к информации о частной собственности граждан все несколько иначе: ФСБ опубликовала поправки на Федеральном портале проектов государственных правовых актов. Благодаря этому, известен даже ответственный за разработку этих мер – это сотрудник центрального аппарата службы А. Филиппов Ф. (именно в такой загадочной форме написано его имя).

Чекисты предлагают внести изменения в несколько федеральных законов, чтобы любопытные граждане больше не могли узнать, кому принадлежит конкретный дом или земельный участок, яхта или самолет. Так, в настоящее время, в соответствии с Кодексом внутреннего водного плавания, государственный реестр судов открыт для всех граждан. Аналогичная ситуация и с самолетами и вертолетами: Росавиация обязана предоставлять информацию об их собственниках кому угодно, даже если заявитель страдает аэрофобией и не подходит к воздушным судам ближе чем на сто метров.

Впрочем, самой популярной услугой являются выписки из базы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с действующими нормами, любой гражданин вправе получить данные о точном адресе конкретного объекта недвижимости, его площади, имени собственника, а также существующих обременениях. Данные о яхтах и самолетах можно получить через портал Госуслуг. Выписки по квартирам, земельным участкам и домам можно оформить на специальном портале Росреестра.

При этом Росреестр пошел дальше своих коллег. Любой обладатель пенсионного удостоверения (СНИЛСа) имеет возможность оформить ключ ускоренного доступа к базе, который позволяет ждать выписки не пять дней, а несколько минут. Без ключа информация об одном объекте обходится от 150 рублей. Счастливые обладатели права быстрого доступа могут положить на счет 1000 рублей, за которые Росреестр предоставит им 1000 выписок. Этой услугой активно пользуются риелторы по всей стране: она позволяет им мгновенно узнать, действительно ли их клиент является собственником недвижимости в данный момент.

Компрометирующая информация

В ФСБ считают, что необходимо менять существующий порядок. Формально принцип открытости остается во всех нормативных актах. Однако чекисты предлагают добавить одно маленькое уточнение – предоставляются все данные, за исключением персональных данных. Сейчас в соответствующем федеральном законе указано, что персональные данные – это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу». В первую очередь, конечно же, к ней относится фамилия, имя и отчество.

Возможность получить справку по конкретному объекту недвижимости сохранится только у чиновников, прокуроров и правоохранительных органов. При этом сейчас четко оговорено, что следствие вправе запрашивать такие данные только в том случае, если имеет в своем производстве дела, связанные с конкретными объектами недвижимости. ФСБ в своих поправках предлагает дать такие права также при осуществлении оперативно-разыскной деятельности – вне зависимости от того, касается ли расследование некой квартиры или нет.

Что касается граждан и риелторов, то они смогут узнать собственника дома или земельного участка только в том случае, если сам собственник даст на это согласие. Устного разрешения, по понятным причинам, будет недостаточно. Возможность подать запрос через сайт сохраняется, но выглядит фантастической. К заявлению нужно приложить доверенность, подписанную правообладателем. Но подписанную не от руки, а специальной электронной подписью, которую нужно оформить в специальных организациях.

Альтернатива онлайн-выписке – подача заявления по почте или в районном МФЦ. Такая выписка не придет на электронную почту за пять минут, но зато персональные данные граждан будут под надежной защитой. Ведь именно так аргументируют в ФСБ необходимость закрыть свободный доступ к Росреестру.

«Все чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в реестре, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя. Сопоставление полученной информации со сведениями из других источников позволяет идентифицировать физических лиц по их персональным данным. В дальнейшем такая информация может использоваться в преступных либо компрометирующих целях», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, переживают в Федеральной службе безопасности, «общедоступность реестра позволяет на законных основаниях формировать альтернативные базы данных, в том числе для их использования в коммерческих целях». Тем самым непонятные частные конторы подменяют функции государственных органов. А этого в стране с рыночной экономикой, конечно же, допустить нельзя.

Каменный век

Представители риелторских агентств, с которыми поговорила «Фонтанка», предрекают большие трудности в работе.

«Информация должна быть открытой. Можем в любой момент посмотреть, кому на данный момент принадлежит квартира. Это помогает и гражданам, и агентствам. Такой механизм действует во всех цивилизованных странах. Произойдет шаг назад, а коррупционная составляющая только возрастет», – уверен глава агентства «Невский простор», вице-президент Ассоциации риэлторов Петербурга и ЛО Александр Гиновкер.

«Нам очень удобно, когда есть персональные данные. В электронном виде все можно посмотреть быстро, а на бумажном носителе получается долго. Если обращаешься в Росреестр через МФЦ, то ждешь семь-десять дней», – согласна с ним глава агентства «Время недвижимости» Наиля Берестовая.

«Это будет каменный век. У нас вся логика работы с недвижимостью основана на открытости системы. В борьбе за персональные данные нужно видеть границы», – согласен с ним председатель совета директоров АРИН Андрей Тертыш. Он вспоминает, что долгое время в нашей стране была закрытая система собственников недвижимости, которая досталась нам в наследие от времен СССР. «Мы жили при такой системе 20 лет, вернемся обратно. Те, кому было нужно, тогда без проблем получали информацию о владельцах. За деньги и не без помощи людей в погонах», – вспоминает Александр Гиновкер.

Высказался по поводу предложения ФСБ и один из создателей информационной базы Росреестра – бывший начальник управления информационных технологий ведомства Даниил Пильдес. 

«Исключение открытых данных усложнит ситуацию на рынке оборота недвижимости: станет проблематично проверять сделки купли-продажи, аренды объектов недвижимости. Интересно, каким образом эта информация, представляемая сейчас, помогает мошенникам и рейдерам? Как раз наоборот – доступ к этой информации позволяет предотвращать криминальные сделки. За счет открытости», – заявил он «Фонтанке».

По статистике петербургского управления Росрееста, в 2013 году в нашем регионе было выдано 180 тысяч электронных выписок, в 2014 – 176 тысяч, в первом полугодии 2015 года – 72 тысяч. При этом в эти не входят выписки, выданные по ключу быстрого доступа, так как они проходят сразу через головное управление Росреестра. В целом по стране только за первый квартал 2015 года было выдано 9,9 млн выписок (как через сайт, так и через МФЦ).

Незадекларированная квартира

Некоторые блогеры связали инициативу ФСБ с расследованиями, посвященными недвижимости российских политиков и депутатов. Так совпало, что в самом конце января 2015 года в «Новой газете» вышел материал про первого замдиректора ФСБ Сергея Смирнова, который в начале 2000-х годов возглавлял Управление ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. «Новая газета» обнаружила в собственности его семьи квартиру в «Парадном квартале» площадью 144 кв. м. При этом в декларации чекиста и его жены информации об этом жилье не было.

Статья сопровождалась выпиской из Росреестра, в которой был указан СНИЛС супруги высокопоставленного чекиста. Аналогичный номер был указан в выписке по московской квартире Смирновых, которая была задекларирована. При этом во втором случае вместо имени владельца была проставлена аббревиатура «дсп» – то есть «для служебного пользования». «Получается, российские госорганы готовы защищать конфиденциальность статусных владельцев недвижимости только в тех случаях, когда такие владельцы покупают и декларируют недвижимость в соответствии с законом. А если имущества в декларации нет и в ФСБ о своей квартире ты не сообщил, то в документах вместо грифа «дсп» и чисел придется писать имя», – иронизировал журналист «Новой газеты» Роман Анин.

Спустя несколько месяцев на сайте правовых актов появилось предложение ФСБ закрыть свободный доступ к базе Росреестра. А заодно и к базе яхт, самолетов и вертолетов. Вдруг кто-нибудь найдет незадекларированную квартиру и подменит собой функции государственных органов, которые призваны бороться с коррупцией, иронизируют блогеры. Или еще хуже – опубликует эту компрометирующую информацию в Интернете.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close