С 15 июля цены на маршрутки в Петербурге повысились, но уже в январе 2016 года проезд в них, скорее всего, вновь подорожает. И на этот раз так, как захотят сами перевозчики. По их версии, такое право им дает закон, подписанный Путиным 13 июля. В Смольном пока не готовы трактовать его столь однозначно.
За два дня до того, как в Петербурге выросла стоимость проезда на коммерческом транспорте, президент Владимир Путин подписал федеральный закон №220 «Об организации перевозок пассажиров». В нем вводятся почти революционные понятия со сложными юридическими формулировками – «регулярный маршрут с регулируемым тарифом» и «регулярный маршрут с нерегулируемым тарифом».
Что в них революционного? Сейчас Смольный устанавливает плату за проезд как в социальных автобусах, так и в маршрутках. Правда, есть разница: тариф на социальные виды транспорта един по всему городу – 28 рублей. Перевозчики не вправе менять его. Для коммерческих же линий прописывается лишь верхняя планка, и предприятие может брать с пассажиров любую сумму в рамках данного ограничения.
Как следует из нового закона, на маршрутах с регулируемым тарифом должны действовать льготы. Чтобы покрыть расходы перевозчиков, местным властям следует платить им субсидию. Что касается маршрутов с нерегулируемой стоимостью проезда, то государство только утверждает трассировку и контролирует качество работы транспортной компании. Субсидии должны платиться только в том случае, если власти вдруг захотят, чтобы на таких линиях ездили льготники.
Новые положения вступят в силу в январе 2016 года. В Ассоциации перевозчиков пассажиров, которая объединяет все крупные транспортные компании Петербурга, уверены: после этого Смольный потеряет свое право устанавливать верхнюю планку на проезд в маршрутках. Такое мнение «Фонтанке» высказал председатель ассоциации Василий Киселев.
В городском правительстве новый закон пока только изучают. «Наши юристы еще только смотрят его, такую однозначную трактовку давать рано», – заявил «Фонтанке» первый зампред комитета по транспорту Олег Матвеев. Наконец, в профильном комитете по тарифам готовы поделиться своей версией, что означает подписанный президентом закон, но только не сразу и на основании письменного запроса.
Если верна трактовка перевозчиков, то в январе, скорее всего, нас ждет очередное повышение стоимости проезда в маршрутках. Цены, вступившие в силу с 15 июля, они считают компромиссными. «Это в большей степени политический тариф, нежели экономический», – говорит Василий Киселев.
Скептическое отношение маршруточников к новым тарифам основывается на следующем. Предыдущие предельные ставки – в среднем 36 рублей – были установлены в 2013 году. При этом около года транспортные компании брали с пассажиров 35 рублей. Еще в сентябре 2014 года в Смольный было направлено коллективное обращение, в котором было указано, что стоимость запчастей за два года выросла на 22 – 25%, электричество подорожало на 18 – 20%, ОСАГО – на 20%, топливо – на 12%.
К весне 2015 года, когда перевозчики подали свои предложения в комитеты по транспорту и по тарифам, топливо, запчасти и ОСАГО еще больше подорожали вслед за всеми товарами и услугами. Каждая компания готовила собственные расчеты, но в среднем речь шла о 45 рублях. А некоторые предприятия и вовсе указали в своих заявках, что тариф должен быть равен 52 рублям. Впрочем, все эти расчеты закрыты от посторонних глаз: их не раскрывают ни сами предприятия, ни комитет по тарифам. Возможно, это произойдет после обращения депутата Максима Резника к профильному вице-губернатору Игорю Албину, в котором он просит представить экономическое обоснование роста тарифов.
Как бы то ни было, но в Смольном в итоге остановились на варианте в 40 рублей по тем линиям, которые ранее стоили 36 рублей. Таких маршрутов примерно 60% от всей коммерческой сети. По протяженным маршрутам рост более существенный. Например, К-417, который связывает «Черную речку» и платформу «Курорт», теперь может стоить 69 рублей вместо 62. В свою очередь, короткие маршруты дорожают в среднем на три рубля: например, максимальная плата на К-1 («Нарвская» – «Сенная площадь») теперь составляет 34 рубля против 31. Большинство перевозчиков уже воспользовались новыми ставками: например, «Третий парк» поднял цены по своей сети с сегодняшнего дня.
Впрочем, нужно иметь в виду, что даже если Смольный потеряет официальный контроль над тарифами, то останется другой инструмент – административный ресурс. Ведь конкурсы на право обслуживания коммерческих маршрутов проводит именно городская администрация. Кроме того, работает и «невидимая рука рынка». Например, проезд на К-7, который связывает Сенную с площадью Тургенева, подешевел в 2013 году после того, как по Садовой пустили комфортабельный трамвай. Вместо 28 рублей маршруточники плату снизили до 20. До последнего времени она составляла 25 рублей, хотя предельная была 29.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»