Требования к наименованиям средств массовой информации и их учредителям планируется ужесточить. С такой инициативой выступило министерство связи и массовых коммуникаций России.
Действующее законодательство гарантирует учредителям право свободно выбрать любое новое (отсутствующее в реестре зарегистрированных) название для создаваемой газеты, журнала, сетевого издания, телеканала или иного СМИ. Представленный связным ведомством законопроект предусматривает, что в наименования не могут включаться «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Без согласия Минюста нельзя использовать официальные наименования государств и производные от них слова (например – «Британский стиль»). Для использования названий государственных органов, общественных, международных организаций, а также иных юридических лиц, потребуется их согласие.
По мнению чиновников, такие ограничения необходимы в целях пресечения случаев злоупотребления свободой массовой информации, связанных с использованием «провокационных наименований либо наименований, вводящих в заблуждение относительно их учредителей и источников информации». Для решения спорных вопросов, в том числе оценки «аморальности» предложенного учредителем названия, при Роскомнадзоре планируется создать специальную экспертную комиссию.
Также законопроект запрещает создавать СМИ некоммерческим организациям, признанным иностранными агентами. Кроме того, на основании представления Генеральной прокуратуры России или прокуроров регионов допускается отказ в регистрации СМИ даже без нарушений со стороны учредителей.
«Зачастую наименования средств массовой информации, представленных на регистрацию, незначительно отличаются от ранее зарегистрированных СМИ, что может привести потребителя в заблуждение. Вместе с тем отказ в регистрации в этом случае не допускается», – поясняют в ведомстве.