Роскомнадзор попытался отключить российских пользователей от «Википедии» по требованию суда и прокуратуры Астраханской области, которые разглядели рецепт наркотиков на сайте всемирной энциклопедии. О том, что значит запрет «Википедии» и как нужно относиться к свободной энциклопедии, рассказал «Фонтанке» Павел Каганер, сооснователь НП «Викимедиа», содействующего развитию ресурса фонда.
Народная энциклопедия «Википедия» у части жителей страны не работала почти сутки. По решению Черноярского районного суда Астраханской области от 25 июня администрации русскоязычного ресурса было поручено удалить статью об одном из наркотических веществ.
После того, как требование не было исполнено, Роскомнадзор внес сайт в список запрещенных, 24 августа провайдеры начали отключать доступ пользователей к «Википедии». Спустя сутки энциклопедию исключили из «черного списка» Роскомнадзора: как объяснили чиновники, статья в настоящий момент «согласно экспертному заключению ФСКН России не нарушает требований законодательства».
Сами участники «Викимедиа» не отрицают, что исправили статью, убрав оттуда рецепт приготовления, однако подчеркивают, что это было сделано в рамках улучшения энциклопедии. «Рецепт не был основан на источниках и не был сочтён энциклопедически значимым. В целом в "Википедии" много плохих статей, заслуживающих улучшения. Возможно, это тоже способ», – отметил Павел Каганер, участник и один из создателей некоммерческого партнёрства «Викимедиа.Ру», российской региональной организации движения Викимедиа, в задачи которой входит популяризация свободных вики-проектов на языках России и поддержка сообщества добровольцев, создающих эти проекты. О том, каким партнерство видит будущее электронной энциклопедии в России, он рассказал "Фонтанке".
- В России что-нибудь запрещают почти каждый день. Вполне может быть, что завтра Роскомнадзор найдет в других статьях запрещенную информацию или Госдума примет закон о закрытии доступа к энциклопедии...
– Россия не уникальна. У нее уже есть хорошая компания: Китай, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Сирия — там тоже «Википедия» запрещена чуть меньше, чем полностью. Что удивительного? Обязательно запретят, обязательно что-нибудь найдут. Например, решат, что велосипеды — это экстремистский вид транспорта. И заблокируют энциклопедию на этом основании. Странно, что это происходит только сейчас, а не 3 – 4 года назад. Помните, в 2012 году русская «Википедия» бастовала и закрывалась, но закон («О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». – Прим. ред.) все равно приняли, и мы теперь имеем то, что имеем.
- Что ж теперь пользователям делать? Не вспоминать же самиздат и не переписывать вечерами статьи на бумажные носители?
– «Википедия» устроена так, что нельзя закрыть только одну страницу: у них динамические IP-адреса. То есть рано или поздно закроют всю энциклопедию, если, конечно, не будет изменения законодательства или судебной практики, когда любой неадекватный человек может стать прокурором Астраханской области, а потом всей России диктовать, что читать. В каком-то плане у государства получилась «правильная» акция: надо принять данность, что к знаниям нужно пробиваться. Придется уходить в подполье. Участники энциклопедии уже написали инструкцию о том, что делать, если «Википедия» заблокирована, советую всем ее скачать, распечатать и пользоваться.
- Кстати, вопрос о статистике: сколько людей благодаря Роскомнадзору узнали о существовании упомянутого в ней наркотика?
– До запрета у статьи было 200 – 300 заходов в день, это средняя малопопулярная статья. Любая статья об астероиде набирает примерно столько же. За вчерашний день статья набрала почти 70 тысяч просмотров, это рекордное количество.
- Какие статьи наиболее популярны у россиян?
– Вообще, мы стараемся не обращать на это внимание, соревнование за посещаемость – ни к чему. Да и цифры не всегда свидетельствуют о том, что к статье проявили повышенный интерес. Например, самая популярная в русской «Википедии» страница называется «Рабочее место». И это не потому, что всем интересно, как оно должно выглядеть. Просто в какой-то из программ (чуть ли не в 1С) поставили ссылку на эту статью, и теперь оттуда идут переходы.
«Википедия» входит в тройку популярнейших сайтов мира. Русская «Википедия» — в десятку в России. Почти любой пользователь там был. Это уже давно не рядовой сайт, а часть инфраструктуры Интернета, как поисковик. Многие воспринимают поисковики как данность, как часть мироздания: заходишь в Интернет, а там есть окошечко, в которое можно вбить слово и что-то найти. К сожалению, «Википедию» начинают воспринимать так же. Люди пользуются «Википедией» бездумно, уверены, что это просто большая коллекция статей, обижаются или что-то требуют, как Роскомнадзор.
- А как нужно относиться к «Википедии»?
– Представьте, что у вас есть какая-то вещь – одновременно полезная и потенциально опасная. Например, электрофен. Можно его взять, включить в розетку и сесть с ним в ванну — удобно ведь. Есть люди, которые так делали, потом им выдавали посмертно премию Дарвина. Тем не менее большинство пользователей знают, что так не безопасно, или из инструкций, или от других людей. Использование «Википедии» (как и любого информационного ресурса) требует внимания, нельзя слепо доверять написанному. «Википедия» не претендует на то, чтобы гласить истину, и не давит авторитетом, не диктует, что людям нужно знать. Возьмем «Фонтанку» – это экспертный ресурс: есть журналисты, редакторы, великий Константинов, который своей репутацией гарантирует профессионализм. Если «Фонтанка» пишет что-то, то, значит, в этом журналисты разобрались, проанализировали. Если ошиблись, то пострадала их репутация, если «Фонтанка» будет писать неправду, то, наверное, отзовут лицензию. «Википедия» же устроена по-другому. Это народный проект.
- Это значит, что любой человек может быть экспертом?
– Совершенно наоборот. Участники анонимны, и, даже если имеют научные степени или звания, это не демонстрируется. Участники «Википедии» говорят читателю: вот статья, которую написал не важно кто, это может быть даже ваш сосед по столу. Все участники друг друга контролируют и следят, чтобы были соблюдены определенные правила. Это нейтральность, опора на внешние авторитетные источники, недопустимость оскорблений и разглашения персональных сведений о ныне живущих, энциклопедичность и проверяемость. Мы не пишем художественных эссе и не добавляем то, чего нельзя проверить по внешним ссылкам. Фраза, объединяющая наши идеалы: «Представьте себе мир, в котором каждый живущий имеет доступ ко всем накопленным человечеством знаниям. Мы стремимся создать такой мир». «Википедия» – саморегулируемая система, любой может в нее включиться.
- Теперь система "Википедия" столкнулась с системой "Российское государство"...
– Любая государственная машина хочет контролировать максимум, до чего дотянется. «Википедия» существует вне этой юрисдикции, и Роскомнадзор может запрещать что хочет. «Википедии» все равно. Конечно, хотелось бы, чтобы доступ был у всех, но энциклопедия не будет реагировать на указы национальных органов власти. Что сделает Роскомнадзор? Просто отключит себя и всех, до кого дотянется, от «Википедии». А для остального человечества и для тех, кто пробьется, энциклопедия останется, и она не станет менее популярной. Россия останется без «Википедии», это печально, грустно, мы будем с этим как-то бороться и этому противостоять, но это все. «Википедия» неподвластна любому Роскомнадзору.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»