Теперь Георгий Полтавченко вынужден проверять смартфоны своих подчиненных и принимать меры, если в них установлен WhatsApp. Так посоветовал глава Совбеза Патрушев.
Все потому, что иностранные разведки не дремлют. «Фонтанка» увидела еще причину беспокойства спецслужб. Она важнее шпионской версии. Но не решаема ни технически, ни административно.
Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев 26 августа обратил внимание глав регионов России на угрозу, которая ставит под бой защищенность государственных информационных систем. Он потребовал воздержаться от использования иностранных поисковых интернет-сервисов и мессенджеров, упомянув Google, Yahoo и WhatsApp.
Причина по Патрушеву очевидна – наличие в тех системах, используемых госвластью, программных средств иностранных технических разведок.
«Прошу глав регионов обратить на эти вопросы особое внимание и принять соответствующие меры», – отметил глава Совбеза.
Теперь, судя по всему, в том числе и у губернатора Петербурга, есть несколько подходов к решению вопроса. Либо Георгий Полтавченко начнет просить коллег показать все приложения на их смартфонах, что унизительно, либо поручит хлопоты службе безопасности Смольного. Они легко установят себе тот же WhatsApp и в поисковике «прошерстят» все известные им телефоны ответственных лиц.
И последнее ничего не решит. Ведь у большинства серьезных чиновников мобильный телефон – не один. И все вновь легко установят все нужное на второй или очередной.
Согласно комментариям, данным «Фонтанке» в разных оперативных подразделениях Петербурга, деятельность иностранных разведок – не главная причина в мотивах заявления Николая Патрушева. Дело в том, что после массового распространения мобильных приложений среди российских пользователей правоохранительные органы утрачивают контроль над разговорами нужных им граждан.
Заметим, WhatsApp Messenger используют более 800 миллионов человек на планете Земля; Skype – 663 млн, Viber – 573 млн, а Теlegram – более 50 миллионов.
Все эти пользователи, как, впрочем, и пользователи других мессенджеров, делятся на две очень неровные части – тех, кто экономит средства при общении по мобильной связи, и тех, кто таким образом шифруется. Соотношение, скорее всего, 99,99 к 0,01 процента.
Не секрет, что сегодня мощности технических служб ФСБ, МВД, Госнаркоконтроля выросли, и их способность быстро ставить телефоны на прослушивание очевидна. Этого, видимо, и опасаются большинство чиновников – самих силовиков и, безусловно, персон из организованной преступности. Так что на 26 августа этого года трудно найти человека, принимающего решение и не поставившего себе приложение. В большинстве случаев секретничают не оттого, что берут взятки, а потому, что незачем просто так оставлять следы своих контактов. Контакты бывают разные.
При этом если бы мы смогли проанализировать динамику установки их мессенджеров, то увидели бы кривую перехода с одних приложений на другие. Так, начало, конечно, положил Skype. Но через некоторое время российские спецслужбы смогли его прослушивать. Затем настала мода на Viber и WhatsApp. Есть мнение, что их сегодня тоже научились слушать. Теперь у продвинутого чиновника появились другие приложения. Их, как вы понимаете, сотни. Например, южно-корейские Kakao Talk или Silent Text. Со встроенным шифрованием или без. Любой цвет и функции по вашему капризу.
Органы теряются перед предложением рынка, и их способность контроля – в роли догоняющего. Отсюда и нервозность. Здесь Николай Патрушев и приходит на помощь. Хоть что-то.
Государство, конечно же, может нажать на все свои рычаги влияния: заблокировать ip серверов приложений, договориться с Google и Apple об изъятии запретных приложений из их магазинов для пользователей РФ, ввести ответственность за их использование. Но всё это лишь заставит пользователей искать способы обхода запретов. Их уже и на данный момент существует достаточно (например, эти способы опубликованы в Википедии – https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Что_делать,_если_Википедия_заблокирована).
Такие же способы в виде приложений существуют и для мобильных устройств. И это не считая альтернатив типа "перейти на другое приложение", установить VPN-подключение.
Так, если завтра запретят WhatsApp, пользователи перейдут на Telegram, потом на Wickr, потом на Confide и далее до горизонта.
Тем более что грамотный специалист может и сам создать мессенджер. Как с нуля, так и используя сторонние приложения-конструкторы. Закрытая сеть оснащается шифрованием, сервер арендуется в любой стране мира, доступ к нему также защищается. Это позволяет дать хоть и не 100 теоретических процентов гарантии, но чрезвычайную точно. На слежку за таким возможно бросить резервы, но только если он из ближайшего окружения Бен Ладена.
Что касается настоящих монстров секретности, как, к примеру, тех, кто последние годы переваливает тонны кокаина через Лесной порт Петербурга, то они используют смартфоны с сим-картами, купленными в Евросоюзе, пользуются редчайшими приложениями и только через Wi-Fi.
К зарисовке о прогрессе автор вспомнил, как в советские времена прослушивать граждан милиция могла только через емкости КГБ и с его согласия. Но порой, используя личное обаяние, он заходил на Петроградский телефонный узел, и его закрывали в секретной комнате. Там одиноко стоял черный эбонитовый телефон весом килограммов так в пять. Когда загоралась лампочка, он должен был предельно аккуратно снять трубку, зажать ладонью динамик и с упоением слушать.
Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»