Гражданина России, который обвиняется в хищениях при строительстве подводных лодок для Вьетнама на Адмиралтейских верфях, привезут из Болгарии. «Фонтанка» узнала, как «прокладки» зарабатывают на захлопках. Размер криминальной прибыли — 300 процентов.
Андрея Кошкина, 41-летнего петербургского предпринимателя, болгарская полиция задержала 25 августа 2015 года в апартаментах «Святой Николай» в престижном районе Варны на основании ордера Интерпола. Через три дня окружной суд санкционировал задержание на 40 суток до поступления из России запроса на экстрадицию. Предъявленные обвинения показывают, как на постройке подводных лодок можно заработать, не имея ничего, кроме фирмы-пустышки.
Механика небольшой, почти семейной аферы выглядит простой до примитива. В 2009 году «Адмиралтейские верфи» получили крупный контракт на строительство шести подводных лодок проекта 636 «Кило» для Вьетнама. Часть работ, например механическую обработку титановых внутренних захлопок, было решено целесообразным поручить субподрядчикам. Как считает следствие, начальник бюро внешних заказов «Адмиралтейских верфей» Игорь Небесов связался с сыном своего старого знакомого Андреем Кошкиным и помог получить эти контракты его фирмам «ТехноМаш» и «Зигер СПб». Количество нормо-часов, необходимых для выполнения работ, была искусственно завышена с 184 до 640, то есть в три с половиной раза.
Сложность для подельников была в том, что работу надо было сделать, а в штате компаний, принадлежавших Кошкину, не было ни рабочих, ни производственных помещений, ни оборудования. Не было ничего, кроме генеральных директоров. Так что по субконтрактам захлопки отправились в ОАО «Сормовское машиностроение» (СМ), где их механически обработали. Как утверждает следствие, по двум контрактам СМ получило немногим более полумиллиона рублей. «Прокладки» Андрея Кошкина получили более 2 миллионов рублей, оставив 1,5 миллиона себе.
Следствие расценило сию коммерческую операцию как мошенничество в крупных размерах, посчитав, что Небесов — компетентный инженер и руководитель – не мог не знать действительно необходимых затрат на обработку захлопок, умышленно завысил количество нормо-часов более чем в три раза и обеспечил получение ставшего сверхприбыльным контракта именно Кошкиным. При этом на «Адмиралтейских верфях» достоверно знали, что фирмы-призраки никаких работ произвести не могут, и оформляли документы сразу для Сормово.
Пока Кошкин находился в бегах, дело по обвинению Игоря Небесова в пособничестве мошенничеству было расследовано и направлено в суд. По версии обвинения, сумма причиненного ущерба составила 2 760 000 рублей. Видимо, эти же цифры будут фигурировать и в обвинении, предъявленном Кошкину. Прокуратура Варны отмечает, что мошенничество считается преступлением как в России, так и в Болгарии, сроки давности не истекли, а политического подтекста в уголовном деле не усматривается, так что шансы на положительное решение вопроса об экстрадиции велики.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»