Сценарий проверки петербургских школьников на наркотики методом собачьей выборки разработала прокуратура. Он полностью противоречит инструкциям Минздрава. Родители признают: акция устрашения удалась.
Прокуратура Красносельского района стала автором нашумевшего сценария проверки школьников на наркотики. Тех, кто полюбился служебной собаке, отправляли в туалет с баночками, предварительно продержав пару часов в душной библиотеке. Астахов взывает к деликатности, родители возмущены, горпрокуратура считает проверку цивилизованной и законной.
24 сентября в школу № 380 Красносельского района пришли лица в штатском и собака. Она ходила вдоль парт, и тех детей, у которых останавливалась, неизвестные заводили в библиотеку и не выпускали около двух часов. Ждали передвижную нарколабораторию. Родителей задержанных в спешном порядке выдергивали с работы и предлагали подписать согласие на медосвидетельствование детей на наркотическое опьянение. Вход в библиотеку охраняли полицейские. И будто на удивленные вопросы от руководства школы поступал ответ:
«Будете сидеть столько, сколько потребуется».
Родителям проверка показалась скандальной. После публикации «Фонтанки» тему подхватил детский омбудсмен Павел Астахов. Правда, не разобравшись в ситуации, крайним он сделал Госнаркоконтроль:
«Создан прецедент, когда сотрудники ФСКН, по инициативе руководства школы, провели осмотр учащихся с использованием служебной собаки. ФЗ «О добровольном тестировании школьников на наркозависимость» вступил в силу 5 декабря 2013 года и позволил проводить такие мероприятия. Безусловно, даже руководствуясь законом, надо соблюдать деликатность и не унижать достоинство детей. Правомерность действий наркополицейских будет проверена. Направлено обращение главе ФСКН Иванову».
Пока Астахов писал в твиттере, «Фонтанка» выяснила, что инициатором рейда были не ФСКН и даже не администрация 380-й, а прокуратура Красносельского района. И кинологическую собаку надзорное ведомство заказывало не в Госнаркоконтроле, а у таможни. ФСКН по запросу прокуратуры лишь предоставила нарколабораторию.
Директор 380-й школы Ольга Агунович подтвердила нашему изданию, что стала исполнителем воли прокуратуры:
«Процедура меня тоже смущала, я задавала вопросы сотруднику надзорного ведомства. Мне было отвечено, что такой вот регламент. Я согласна, что ситуация неоднозначная, и с детьми следовало поступать деликатнее. Но комментировать действия прокуратуры не хочу. Со своей стороны мы делаем все возможное для профилактики. С ребятами встречаются специалисты, они посещают музей гигиены. На родительских собраниях мы неоднократно сообщали, что в Красносельском районе в течение всего учебного года прокуратура будет проводить акции».
В аппарате горпрокуратуры «Фонтанке» пояснили, что акция была нацелена на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств.
– Проверка была плановая, – уточнил собеседник.
- Разве? В сводном плане прокуратуры на сентябрь школа № 380 отсутствует.
– Значит, на основании аналитики наркопреступности в районе.
- Ваши сотрудники доверяют собачьей выборке?
– Тестирование проходило только с согласия родителей.
- А предваряющие манипуляции с кинологом, выдергиванием детей, нахождением в библиотеке?
– Ничего противозаконного. Дети сидели за партами, собака просто ходила и принюхивалась. Потом у родителей брали согласие.
В общем, аппарат никаких перегибов не увидел. Петербургский адвокат Павел Волошин в беседе с «Фонтанкой» не согласился:
«Дети в силу возраста резко ограничены в дееспособности, их интересы должны быть защищены родителями или законными представителями – в данном случае педагогами. Однако ребята столкнулись с правоохранительной системой и ничего не могли возразить. На мой взгляд, это очевидное нарушение. Процедура добровольного тестирования, которая по закону должна целиком и полностью проходить под контролем законных представителей, превратилась в установление факта, беспочвенного подозрения и на первый взгляд незаконного удержания в библиотеке. Нехудо бы подать жалобу в городскую прокуратуру или, если нет к ней доверия, – в Северо-Западное управление Генпрокуратуры».
Павел Астахов не прав и в том, что упомянутый им закон о добровольном тестировании позволяет проводить подобные профилактические акции. Так как ФЗ написан в общих чертах, Минздрав в октябре 2014-го издал приказ № 581н «О порядке проведения медосмотров учащихся для раннего выявления незаконного потребления наркотических средств».
В нем прописана единственно признаваемая законной процедура:
1. Медицинский осмотр проводится исключительно в медицинской организации.
2. Перед осмотром – родительское собрание, с уведомлением законных представителей о том, что ждет их детей, и получением согласия на процедуру.
3. Сбор анамнестических сведений и сведений о принимаемых по назначению врача наркотических и психотропных лекарствах (многие заболевания предусматривают лечение данными препаратами. – Ред.).
4. Осмотр психиатром-наркологом.
5. Химико-токсилогическое исследование (взятие проб биоматериалов, например мочи).
Вчерашняя проверка прокуратуры не вписывается ни в один пункт. Зато вышло эффектно.
«Если это была акция устрашения, то она удалась», – признали родители.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»