В пятницу, 13 ноября, Госдума, идя навстречу пожеланиям трудящихся, задумала ввести в России выездные визы. По образцу СССР.
Законодательную инициативу внёс депутат от компартии Вадим Соловьёв. Объяснил заботой о безопасности сограждан: они (сограждане) сами просят своих избранников оградить их от неприятностей, подстерегающих за границей.
"Сейчас много предложений ввести выездные визы, – цитирует депутата Соловьёва "Газета.ру". – Официальные чиновники МИДа и сотрудники безопасности объяснят гражданину, чем он рискует. И когда он уже получил эту официальную информацию, расписывается, что да, я все знаю, я в курсе дела, меня предупредили, и, тем не менее, я настаиваю, – ему нужно дать возможность выехать".
Предложение коммуниста Соловьёва – калька с системы допуска граждан к выезду за рубеж, существовавшей в Советском Союзе. Тогда решение тоже принимали две структуры. Только вместо МИД действовали партийные организации. Зато безопасность обеспечивали всё те же сотрудники.
Руссо туристо, облико морале
– Как, уже? – весело отреагировал на новость в разговоре с "Фонтанкой" писатель Виктор Шендерович. – Хорошо, что я сейчас в Берлине!
Потом сатирик, видимо, осознал, что может ещё когда-нибудь захотеть посетить Берлин. Или, чего доброго, Вашингтон. А для этого придётся получать на родине выездную визу.
– Они целенаправленно идут в ад, – сказал он. – И ведут туда нас. Это не сегодня началось и не вчера. Но они не сбавляют скорости.
Когда появилась новость об этой инициативе Госдумы, те, кто живо помнит СССР и кому посчастливилось побывать в загранпоездке, стали делиться воспоминаниями.
– Мне приходилось получать выездную визу в СССР, – вспомнил журналист Николай Сванидзе. – Правда, как раз я-то получал достаточно спокойно, потому что у меня это были служебные командировки, и всех этих прелестей сам не прочувствовал. Но многие мои друзья и знакомые прочувствовали. И это была катастрофа. Ты не можешь сам решать, куда и когда тебе выехать, это решают за тебя, решают произвольно – в зависимости от степени твоей лояльности или от настроения случайных людей, которые контролируют этот процесс. Комиссия в райкоме, состоящая из старых большевиков, спрашивает: кто генеральный секретарь партии в Гвинее-Бисау? В каком году произошла революция в Шри-Ланке, кто её возглавлял?
Политолог, публицист Сергей Шелин рассказал, что в юности один раз съездил в ГДР – по студенческому обмену.
– Для этого специально оформили заграничный паспорт, – припомнил он. – В него после многих проверок и собеседований поставили выездную визу. Этот паспорт мне выдали перед поездкой и отобрали сразу после поездки. Так что дело было не столько в визе, сколько в этом "обрамлении". Чем более высокую должность занимал человек, чем больший он имел допуск к секретам, тем легче ему было уехать. А для людей простых это было трудно.
Через какие трудности надо было пройти, помнит наша коллега, сотрудница АЖУР Марина Ольховская.
– Просто так загранпутёвку вам никто бы не дал, – рассказала она. – Надо было заниматься общественной работой и быть морально устойчивым. Перед поездкой вашу кандидатуру сначала утверждали в трудовом коллективе. Потом в парткоме на работе, потом – в райкоме партии. Там задавали вопросы о политической обстановке в мире. Если в капстрану, то после райкома надо было пройти партийную комиссию ещё в обкоме – в Смольном. А потом вся группа, а обычный человек мог поехать только в составе группы, проходила инструктаж: ходить по 5 человек, бары не посещать, знакомств не заводить, вопросов не задавать…
Центральным комитетом КПСС были утверждены "Основные правила поведения советских граждан, выезжающих за границу". Они, например, предписывали: "Советский человек обязан высоко нести честь и достоинство гражданина СССР, быть дисциплинированным и безупречным в своем личном поведении, строго соблюдать принципы морального кодекса строителя коммунизма… Во время пребывания за границей советские граждане должны в умелой форме разъяснять миролюбивую внешнюю политику советского правительства и достижения советского народа в развитии экономики, науки, культуры и других областях коммунистического строительства". Документ обязывал туриста "проявлять высокую политическую бдительность, помнить о том, что разведывательные органы империалистических государств стремятся засылать в социалистические страны свою агентуру, получить интересующие их сведения и нанести ущерб дружественным отношениям между социалистическими странами".
– Помните, у Высоцкого: "Могут действовать они не прямиком, шасть в купе – и притворится мужиком", – процитировал очень популярную в СССР песню "Инструкция перед поездкой за рубеж" политолог Дмитрий Орешкин.
В СССР действовало правило, по которому в капстрану отпускали только после посещения страны социалистического лагеря. А лучше двух.
– Сначала командировочный или турист должен был показать, что не запятнает честь советского государства, в Польше и Болгарии, – рассказал Дмитрий Орешкин. – Потом только могли отпустить в капиталистическую страну.
Но нынче от всего соцлагеря осталась одна Северная Корея, а Болгария с Польшей – члены НАТО. Как теперь государству делить страны на "благонадёжные" и "опасные", не смог предположить никто из собеседников "Фонтанки".
– Вот не знаю, – озадачился вопросом Николай Сванидзе. – Степень благонадёжности страны ведь меняется в зависимости от внешней политики российского государства. Кто-то сегодня благонадёжный – завтра уже нет. Кто-то – наоборот.
Дмитрий Орешкин считает, что делить страны необязательно.
– Зачем их делить? – удивился он. – Тут ведь главное разрешить – или не разрешить. Если человек достойный, как Алексей Пушков или Сергей Марков, ему можно туда, куда захочет. А недостойному – ему никуда нельзя.
Сергей Шелин предположил, что государство всё-таки выработает шкалу – в градусах, в баллах или ещё в чём-нибудь.
– Я думаю, по степени враждебности, – добавил он. – Скажем, в Египет – опасно, в США – там главные враги, а вот в Грецию – это легче. Народу, конечно, не надо знать критериев, чем меньше народ знает – тем лучше. Но для людей посвящённых, думаю, появится какая-то градуированная шкала.
Ещё один непростой вопрос – кто займётся допуском. Ну, с "сотрудниками безопасности" – понятно. А обкомы и райкомы КПСС пока не возрождены.
– Можно создать какие-нибудь подразделения при Общественной палате, – подсказал депутатам Дмитрий Орешкин. – Или при Общероссийском народном фронте.
По просьбам трудящихся
– Какие красавцы! – оценил идею депутатов политолог Алексей Мухин, глава Центра политической информации. – Иногда наши депутаты вызывают у меня оторопь и дрожь в конечностях.
Впрочем, тут же он высказал надежду, что идея не станет законом.
– Если они это примут, многие могут закрывать избирательные кампании, – объяснил политолог. – Депутаты не вполне отдают себе отчёт в том, что, вместо снятия бюрократических препон, они пытаются регламентировать частную жизнь россиян. Дело это очень неблагодарное. Нынешний состав Госдумы станет радиоактивным для многих россиян. А если вспомнить другие их не менее "блистательные" инициативы, то можно лавочку предвыборной кампании вообще прикрывать.
Известие о том, что депутаты как раз идут навстречу своему избирателю, потому что действуют, если верить коммунисту Соловьёву, по многочисленным просьбам трудящихся, не убедило Алексея Мухина.
– Самые опасные и самые тяжёлые по последствиям инициативы появляются "по просьбам трудящихся", – сказал он. – Это исторически в России. В данном случае депутаты демонстрируют легкомыслие. Потому что мало просчитывают: даже само обсуждение этой инициативы накладывает на Россию тень СССР – в плохом, тоталитарном смысле. Как прикажете бороться потом с этим имиджевым риском?
Сергей Шелин уверен, что выездных виз всё-таки не будет. В ближайшее время.
– Думаю, наше начальство ещё не созрело для этого, – полагает он. – Иначе удар будет нанесён в большой степени по своим. Кроме того, у властей и сейчас есть достаточно возможностей ограничить выезд людей, которых они не хотят выпускать. В конце концов, на практике выездной контроль существует, вас всегда могут завернуть на паспортном контроле по какой-нибудь причине. Так что пока они только таких вот молодцов-коммунистов, людей подчинённых, выставляет вперёд, чтобы они пугали народ и смотрели реакцию.
С этим согласен и Дмитрий Орешкин. Во-первых – "слишком большая головная боль, слишком много бюрократии". Во-вторых – уже просто незачем.
– По существу, заграничные поездки для большинства людей уже стали невозможны из-за высоких цен, – объясняет политолог. – Когда рубль упал к доллару в 2 раза, с российской зарплатой очень трудно заработать столько денег, чтобы за границей нормально существовать. Так что экономический барьер уже существует. Думаю, что они не будут добавлять ещё и юридический. К тому же, по статистике, у нас только 14 процентов граждан вообще имеют загранпаспорта.
Тем не менее, добавляет Орешкин, инициатива депутатов "сама по себе очень характерна".
– Во всём мире депутаты зависят от своих избирателей, – напоминает он. – У наших депутатов их избиратель находится в Кремле. Поэтому они хотят угодить не тем, кто за них голосует, а тем, кто считает голоса. То есть – административному ресурсу. Это их избиратель, их работодатель, которому они и заглядывают в глаза, считывают его настроение по выражению лица.
Пустить – не пустить…
Нашей коллеге, сотруднице АЖУР Галине Леонтьевой, в 1976 году как корреспонденту газеты "Смена" удалось выехать сразу в капстрану – в Австрию. Говорит – проскочила, компетентные органы не заметили, что человек не подготовленный, через социалистические "ступеньки" не прошёл.
– Вот тут я всё поняла, – вспоминает она. – Ещё из самолёта увидела эти аккуратненькие домики, эту красоту. Это было потрясение. Тогда мне с нашей страной всё стало ясно…
Поэтому, допускает Дмитрий Орешкин, идея депутата Соловьёва не так уж бессмысленна, как кое-кому может показаться. Может быть, и не надо нашим согражданам бывать за границей. Чтоб отучились сравнивать.
– Именно поэтому Иосиф Виссарионович заботился прежде всего о нерушимости кордона, – объясняет политолог. – И поэтому Никита Сергеевич построил Берлинскую стену. Потому что ему доложили, что уже количество сбежавших из социалистического рая измеряется сотнями тысяч, и если ничего не предпринять, то в ближайшие недели до миллиона даст тягу. Чтобы защитить завоевания социалистического строя от бундесвера, бряцающего оружием с той стороны, пришлось построить стену. И 30 лет она защищала наши достижения.
Вскоре после выступления депутата Соловьёва его коллеги поспешили разочаровать тех, кто надеется на защиту наших достижений: выездных виз не будет. Пока. Сам коммунист объяснил, что его неправильно поняли. Он всего лишь переживает за безопасность вверенного населения.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"