Наталья Петухова, руководитель арт-студии «Перспектив» в психоневрологическом интернате №3 в Петергофе, не так давно училась на искусствоведа, размышляла, чем дальше заниматься. И, буквально перед самой защитой диплома, прочитала в журнале статью про ар-брют, искусство самоучек, маргиналов, людей с инвалидностью или ментальными проблемами, при этом не скованное ни школой, ни традицией, абсолютно свободное.
«Это была такая зажигательная статья, и я поняла, что это безумно меня волнует», – говорит Наталья.
А тогда она поняла, что вот именно таким искусством хочет заниматься, его изучать. И судьба услышала – Наташу пригласили участвовать в оформлении выставки благотворительной организации «Перспектива», а потом и руководить студией. Без всякого педагогического опыта. Но Елена Шифферс, координатор арт-программ «Перспектив», сказала, что главное – художникам не мешать.
И не помешала ни разу.
– От меня требуется лишь поддержка, – рассказывает Наталья о работе.
- Какая поддержка?
– Понимание, что ребята – самодостаточные художники, хотя это было ясно сразу, но – всегда тяжело давать свободу.
- Как это – давать свободу?
– Это на уровне ощущений, когда ты просто можешь дать направление и отпустить процесс. У каждого человека есть такой диалог внутренний, у каждого – такая насыщенная образная внутренняя жизнь, что это надо выплеснуть. И мне надо дать им это сделать и не мешать. Не ставить рамки, не давать заданий, не корректировать, не дорисовывать. Бывает, я иногда им совет дам, но они чаще всего идут своим путем, непредсказуемым.
Недавно Наталья и ребята были в Гамбурге – там открывалась выставка в галерее в центре города. Там все поставлено серьезно. Интернатов, подобных нашим, нет. Художники (особые люди) живут в социальных квартирах, в студию приезжают. Получают, кроме своих социальных выплат и свою зарплату. Пусть невеликую – 140 евро. Но зарплату, за то, что приезжают и рисуют. Выставки и художественные ярмарки проходят часто, в том числе и международные, картины продаются. Почему у нас не так? Единственный музей аутсайдерского искусства, что был в Москве – закрылся. Его основатель уехал из России.
- Наташа, почему у нас не так?
– Видимо, нет еще понимания и поддержки, а в интернатах почти нет студий, где бы художникам давали свободу, а не заставляли рисовать березки или закрашивать картинки.
Этим художникам очень важно пространство, где они творят. И они нуждаются в нем. Говорят, что не станут рисовать в другом месте, не в арт-студии. Здесь простор, которого им не хватает в комнатах интерната. Здесь можно сосредоточиться. Об этом говорят сами художники. Например, Василий Оленев или Ильгар Наджафов. Ильгар, о судьбе которого можно написать печальный и возвышенный роман. Мальчик из Баку, талантливый художник и актер. Да, актер в инвалидной коляске. Он играл Гамлета и монолог принца Датского в его устах звучит особенно пронзительно…
Но сейчас вернемся к картинам. К их цвету и свободе фантазии, решения пространства – свободе во всем. Картины и принты, которые за благотворительный взнос можно приобрести, сейчас выставлены в «Жан-Жаке» на Марата, 10. Кстати, Наташу Петухову впервые пригласили помочь оформить выставку художников «Перспектив» тоже на улицу Марата, 33 – в пространство Митьков…
Галина Артеменко