У российских судов проблемы с прохождением Босфора — сообщила украинская пресса. Причина подобных задержек известна «Фонтанке».
О том, что после обострения отношений с Турцией суда под российским флагом могут преодолеть пролив Босфор только после многочасового ожидания, сообщил 29 ноября украинский портал «Центр транспортных стратегий». За часы новость облетела прессу России. «Фонтанка» с помощью одного телефонного звонка выяснила подоплеку этих событий.
«С утра 29 ноября у судов под российским флагом возникли проблемы с прохождением пролива Босфор. По данным системы отслеживания перемещения судов онлайн marinetraffic.com, в этот день российские суда перемещались зигзагами и кругами, вероятно, долго ожидая разрешения зайти в пролив. Линии движения судов всех остальных стран такими странностями не отличались», – сообщил «Центр транспортных стратегий».
В подтверждение своих слов журналисты портала представили скриншоты сервиса с треками судов под флагом Российской Федерации «Братск», «Волго-Балт» и «Сормово-3», которые долгое время ожидали прохода через Босфор со стороны Черного моря. Так, «Братск» наворачивал круги 9 часов, «Волго-Балт» – 14 часов.
Российские СМИ новость от украинских коллег подхватили моментально. К понедельнику, 30 ноября, появились сообщения о «десятках» российских судов, скопившихся в ожидании прохода через пролив, в подтверждение публиковались видео с этими судами (правда, единственный различимый флаг был явно не российский). Заголовки приобрели категоричность: «Турция не пускает российские суда через Босфор».
Узнав о почти свершившейся "блокаде Черного моря", журналисты «Фонтанки» бросились оценивать масштаб катастрофы, взяв в помощь интернет-сервис vesselfinder.com. Действительность оказалась противоречивой. Перед Босфором действительно скопились суда, некоторые из них крутили петли по пять-десять часов, но главными жертвами «турецкого произвола» 1 декабря оказались не россияне.
Например, танкер Altai ожидал около 12 часов. Неожиданность — флаг Маршалловых островов. Собственник и оператор — гамбургская Columbia Shipmanagament Deutschland.
Около 10 часов там же болтался под либерийским флагом балкер Aquacharm – собственность компании из Монако, без всяких российских корней.
Российские суда искались с трудом. «Волго-Дон 211» нашелся, но в статистику турецких зверств не вписывался — он проследовал пролив без остановок.
Единственной жертвой с бело-сине-красным флагом, которую удалось обнаружить, оказался General Hazi Aslanov.
Как пример он тоже не пригодился. Несмотря на российскую регистрацию, судно принадлежит Palmali Shipping, входящей в группу компаний Palmali турецкого миллиардера Мубариза Гурбаноглу.
Журналист «Фонтанки» в растерянности связался с агентством «Река-Море», серьезным черноморским игроком на рынке агентирования судов.
«По нашей оценке, время и порядок прохождения судов через Босфор такие же, как и летом 2015 года», – ответили в компании.
Специалист объяснил, что в день со стороны Мраморного моря в Черное проходят примерно 3 – 5 судов, агентируемых компанией, и никаких изменений в работе турецкой стороны они не заметили.
О том, почему суда скопились десятками и вынуждены ожидать часами, «Фонтанка» спросила у Светланы Байковой из турецкой компании Misha Shipping Agency and Trade Ltd, специализирующейся на сухогрузах.
«Мы как агент получаем все циркуляры правительства и капитании порта. Абсолютно точно могу сказать: нет никаких указаний влиять на прохождение судов под российским флагом через Босфор и Дарданеллы, – заверила Светлана. – По политическим причинам никаких задержаний и препятствий со стороны турецких властей нет».
Кто первым подошел, тот первым и пройдет. Специфика: если судно направляется в один из портов Мраморного моря, то ему в обязательном порядке полагается брать лоцмана, и тогда оно идет вперед тех, кто следует транзитом.
В то же время суда под самыми разными флагами действительно иногда и по 10, и по 15 часов ожидают входа в пролив как со стороны Черного, так и со стороны Мраморного моря. Просто-напросто потому, что движение по Босфору осуществляется реверсивно — 12 часов суда проходят с севера на юг, 12 часов — с юга на север. Подошел в неудачное время – ложись в дрейф и жди.
Попросив не называть имен и компаний, менеджеры российских судоходных компаний объяснили журналисту, что страх не в проливах, судоходство в которых охраняется броней международных договоров. Посягать на свободу судоходства турецкая администрация вряд ли будет. Другое дело — тихое выдавливание россиян из турецких портов, которое, видимо, в связи с недовольством российскими действиями в Сирии, началось еще до того, как турецкий F-16 сбил российский Су-24.
Последний пример — случай с «Волго-Балтом 246» Северного речного пароходства, который зашел в порт Мерсин в двадцатых числах ноября. В результате проверки портового контроля, который выставил необоснованные, по мнению владельца судна, замечания, пришлось задержаться на недельный ремонт. «Еле вырвались», – намекнули «Фонтанке». Теперь «Волго-Балт» в турецкие порты ни ногой, и таких судов много.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»