Владимир Путин дал наказ подготовить закон об изъятии сельхозземель у нерадивых собственников. В Петербурге и Ленобласти не используется более 200 тысяч га пашен и пастбищ.
В ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поставил задачу — к 2020 году «полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием». Для этого нужно изъять заброшенные пашни у недобросовестных владельцев. «Фонтанка» посмотрела, кого может затронуть инициатива правительства.
«Нам необходимо ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые находятся в руках крупных землевладельцев. Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельскохозяйственные земли, которые используют их не по назначению. И продавать их на аукционе тем, кто хочет и может использовать их по назначению», – заявил Путин.
Глава государства поручил правительству и Госдуме разработать соответствующий проект закона к 1 июня 2016 года. И принять его в осеннюю сессию 2016 года.
Непосредственно в Петербурге сельхозземель не так уж много — 3% от территории города. Это примерно 4,3 тысячи га. Все они находятся в Пушкинском и Колпинском районах. Поля простираются по обе стороны от Киевского шоссе и колосятся на границе с областью. Кроме того, значительные наделы примыкают к Шушарам. Когда-то район снабжал продуктами Ленинград.
Почти все 100% этих земель используются по своему назначению, заверили «Фонтанку» в комитете по промышленной политике.
Один из участков в 395 га рядом с будущим городом-спутником «Южный» находится в собственности ООО «Лесные просторы». Общество, в свою очередь, через племзавод «Лесное» принадлежит компании «Старт Девелопмент». Как следует из названия, она не специализируется на сельском хозяйстве. Компанию контролирует Захар Смушкин.
Еще один крупный собственник — ПК «Шушары». Кооператив держит молочное стадо и выращивает овощи. Но часть наделов все же, видимо, не использует. К примеру, в прошлом году было объявлено о продаже около 300 га сельхозземли компании «СВП Групп», основанной депутатом ГД Сергеем Петровым. Судя по данным РГИС, фирма не успела перевести все участки под застройку. Совладелец компании Денис Жуков не ответил на звонок «Фонтанки».
«Лишние» участки есть и у совхоза «Ленсоветовский». В марте этого года были предприняты попытки перевести под жилую застройку около 50 га. Правда, против такого решения выступили местные жители.
Еще один лендлорд Пушкинского района — СПбГАУ. В последние годы угодья университета также активно застраиваются коммерческими и жилыми объектами. Впрочем, в этом случае изымает землю из сельхозоборота как раз государство. Участки продавались на торгах Фонда РЖС, а в прошлом году более 12 га было передано Смольному.
Закрома города крайне скудны по сравнению с соседними, областными. Поля совхозов и кооперативов уже почти целиком поглотила застройка. И неудивительно – из-за ограничений по строительству в центре город активно растет вширь.
В 47-м регионе – около 1,7 млн га пашен и пастбищ. И ранее глава области Александр Дрозденко заявлял, что из них не используется по меньшей мере 210 тысяч га. Участки в пригородах зачастую выкупают бизнесмены, добиваются включения земли в границы поселений и отдают ее под застройку.
В 2007 году, еще на посту областного комитета управления госимуществом, Александр Дрозденко начал кампанию по изъятию земли у нерадивых собственников. В должности главы региона он даже обращался в федеральное правительство с такой инициативой.
В частности, Александр Дрозденко предлагал выкупать участки в принудительном порядке, если земля простаивает более 3 лет. А предпринимателям — выплачивать кадастровую стоимость наделов. Это до 100 тысяч рублей за гектар. Возможно, эта инициатива и ляжет в основе решения первого лица государства.
Тому же «Старт Девелопменту» в Гатчинском районе принадлежит 900 га сельхозугодий. Когда-то на этой территории работало племхозяйство «Лесное». Но после приватизации участка его деятельность пришла в упадок, а земля — в запустение. Компания неоднократно анонсировала планы застройки надела жильем. Но реализовать их хотела в далекой перспективе, после воплощения проекта города-спутника «Южный».
Крупным землевладельцем можно назвать и депутата областного ЗакСа Владимира Рыбальченко. Ему принадлежит 186 га в Новосергиевке Всеволожского района. Законотворец планировал перевести участок под застройку, но не успел. Правительство региона наложило мораторий на включение новых земель в границы населенных пунктов. Теперь земля, по-видимому, оставлена под паром.
Кроме того, на 800 га вокруг Бугров консолидировались структуры, близкие к бывшему петербургскому вице-губернатору Виктору Локтионову. А в ряду потенциальных сельхозпроизводителей оказались имена владельца отеля «Талион» Александра Ебралидзе, федерального девелопера «СУ-155» и главы дирекции транспортного развития города и области Кирилла Полякова.
Девелоперы, которых не затронут меры об отъеме земли, уверенно поддерживают предложение президента. «Это правильная идея», – сказал «Фонтанке» первый замдиректора «Группы ЛСР» Александр Вахмистров. Такого же мнения директор консалтинговой компании «Петерлэнд» Юрий Зарецкий: «Давно пора изымать земли, которые не используются по назначению».
Но в частной беседе игроки рынка заявляют, что воплотить идею в жизнь будет непросто. Норма об изъятии заброшенных угодий уже существует в законе об обороте сельхозземель. Для этого регион должен подать в суд и доказать, что пашни не засеиваются, а травы не косятся по меньшей мере три года подряд. Либо — что плодородному слою почвы нанесен ущерб из-за халатности владельца.
При этом сначала собственника должны оштрафовать за нецелевое использование земли. Это 100 – 200 тысяч рублей для юрлица. И если он не исправится — уже подавать в суд.
Но такая процедура слишком сложна для власти. Владельцу земли достаточно засадить картошкой две сотки из 500 га земли. И этого хватит для доказательств возделывания участка.
Впрочем, изъятие — все же очень жесткая мера, полагает другая часть девелоперов. Было бы эффективнее использовать не только кнут. «Как я понимаю, смысл предложения не просто в изъятии, а в том, чтобы вовлечь земли в хозяйственный оборот. Для этого нужны экономические стимулы», – полагает гендиректор ГК «Эталон» Антон Евдокимов.
Развитие сельского хозяйства можно стимулировать косвенно — повысить налоги в случае, если участок используется не полностью, увеличить плату за перевод земли под другие функции, предлагает Юрий Грудин, гендиректор петербургского отделения ГК «Пионер».
Возможно, нововведение повлияет и на рынок жилья. По меньшей мере, нарушит привычную схему расширения земли под застройку. Однако пока что застройщики отказываются это оценивать. В конце концов, наказ президента не отменяет перевод земли сельхозназначения под застройку.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»