Директор культурного форума Егор Москвин опровергает участие в бизнес-проектах с семьей Мединского и накажет подрядчиков, допустивших очереди на форуме.
«Фонтанка» три дня провела, выясняя, сколько стоило провести культурный форум в Северной столице. Директор мероприятия Егор Москвин 17 декабря лично назвал цифру. Человек, которого принято связывать с бизнес-интересами семьи Владимира Мединского, объяснил, почему вышел из совместных проектов с родными чиновника. Об увольнениях и штрафах для подрядчиков, неприглашенных гостях и неприехавших министрах, а также планах на следующий год – читайте в интервью «Фонтанки».
Егор Москвин, красивый сорокалетний мужчина, встречается с «Фонтанкой» в лобби отеля Kempinski на Мойке. Уютный серый свитер, под мышкой – ноутбук, по сторонам – стайка помощниц. Свободно усаживается на диван.
– Почему вы не могли ответить на наши вопросы во время форума?
– В Эрмитаже (Главный штаб Эрмитажа был основной площадкой события. – Прим. ред.), вы сами знаете, – толстые стены, очень плохо ловит телефон. Тем более всякий раз, когда вы звонили, играла громкая музыка.
– Главный вопрос «Фонтанки» – бюджет события. На 77 миллионов рублей, выделенных государством, такие вещи организовать невозможно.
– Привлекались еще спонсорские средства – 25 миллионов рублей.
– Можете назвать спонсоров?
– Они все указаны на сайте.
– Там говорится о партнерах. Например, о «Мегафоне», он бесплатно оснащал Главный штаб wi-fi. Но интересны те компании, которые переводили деньги на счет дирекции.
– «Мегафон» помогал в том числе и финансово. Как и некоторые другие компании, которые я называть не буду. Форуму было оказано много бесплатных услуг. Ряд городских и федеральных музеев свободно открывали двери для гостей, среди участников распределили довольно большое количество билетов в театры. Целый ряд площадок был предоставлен нам бесплатно. Крупнейшие отели – Kempinski, Corinthia, Sokos на Васильевском и другие – предложили гостям специальные цены. Скидки доходили до 50%.
– Кажется, 100 с лишним миллионов рублей, которые получатся, если сложить бюджетные и спонсорские деньги, – все равно для мероприятия такого масштаба – мало.
– Мало. Нам бы тоже хотелось больше. Но мы просто очень эффективно работали. Считали каждую копейку. Выкинули все ненужные расходы. Принципиально не стали заниматься вещами, которые порой происходят... Например, когда организаторы арендуют площади сами у себя. Участники, даже самые известные, не брали гонорар за выступления. Только главным спикерам секций, медийным персонам мы оплатили перелет до Петербурга и отель соответствующего уровня. Таких было человек 250.
«Корпорация «Я»
– Как получилось, что вы возглавили форум?
– Дирекция форума учреждена правительством Петербурга. Моя кандидатура согласовывалась Владимиром Ростиславовичем Мединским и Георгием Сергеевичем Полтавченко, ее утвердили летом 2015 года.
– Был ли у вас раньше опыт организации таких событий?
– Был. Естественно, вся моя предыдущая жизнь не имела отношения к Санкт-Петербургскому международному культурному форуму. Я закончил журфак МГИМО, достаточно долго работал по профессии. Больше двадцати лет занимался бизнесом, в том числе непосредственно связанным с организацией мероприятий разного формата: симпозиумов, съездов, фестивалей. Был, в частности, генеральным директором крупной компании, о которой вы продолжаете писать как о существующей, хотя она уже давно не работает и находится в стадии ликвидации (рекламную компанию «Корпорация «Я» Егор Москвин создал в начале 1990-х с Владимиром Мединским и нынешним гендиректором ТАСС Сергеем Михайловым, позже являлся ее соучредителем вместе с отцом министра. – Прим. ред.).
– Система «СПАРК», действительно, показывает, что «Корпорация «Я» не получала заказов с 2013 года, да и сайт у нее не работает.
– Она не функционирует примерно с 2010-го. В силу того, что я занимаюсь другими проектами.
– Почему решили уйти из рекламного бизнеса?
– Я прекрасно знаю стилистику вашего издания, но не боюсь об этом говорить: у меня нет никакого бизнеса с семьей Мединских. Одним из аргументов, чтобы остановить работу «Корпорации «Я», было то, что мне надоело отвечать на вопросы, каким образом компания соотносится с нынешним министром культуры, его отцом, сестрой, женой. Я великолепно отношусь к этим людям и не хочу, чтобы возникали надуманные основания публиковать подобного рода материалы.
– Чем занимались после «Корпорации «Я»?
– Другими проектами. Полтора года был статс-секретарем Российского военно-исторического общества – развивал это очень большое и нужное для страны дело (главным идеологом и председателем РВИО является Владимир Мединский. – Прим. ред.) Сейчас мы там сколотили большую команду, она способна реализовывать серьезные задачи, и я посчитал для себя возможным оставить должность в РВИО, чтобы возглавить международный культурный форум. Этот проект тоже нужно продвигать и развивать.
Аккредитация
– Расскажите, пожалуйста, как дирекция выбирала подрядчиков для форума.
– Основным подрядчиком является компания SPN Communications. Мы провели закрытый тендер – нужно было посмотреть на технические возможности фирм, которые могли бы проводить мероприятия такого уровня. Петербургский офис SPN Communications – одна из лучших местных компаний в этом бизнесе. Они показали хороший потенциал, у них большой опыт, не только петербургский. Они проводили форумы в Москве, за рубежом, работали на Олимпиаде. Но у нас как у организаторов есть к ним ряд больших претензий.
– С работой SPN Communications связан не самый приятный момент – чтобы получить аккредитацию, людям пришлось стоять в очередях. Можете рассказать, почему это произошло? И какие оргвыводы будут из этой ситуации сделаны?
– Случился глобальный компьютерно-технический сбой. Тестирование не было проведено своевременно и в полном объеме, из-за этого произошла несостыковка баз данных при перезаливке из одного формата в другой. К сожалению, из личных кабинетов многих участников форума пропали фотографии, сбились фамилии-имена. Коллеги пытались исправить эту проблему, много сделали за две бессонные ночи, над этим работали 20 – 30 человек. Учетные записи фактически приходилось заводить заново вручную. В силу такого большого количества участников сделать это было достаточно тяжело. Что касается оргвыводов, мы уже четко проанализировали проблему, понимаем, где возникли слабые места. Уволены люди, ответственные за этот проект. Компания будет оштрафована на миллионы рублей.
– Еще один вопрос – состав зарубежных делегаций. На форуме хотелось бы увидеть не только министров культуры Армении или Туркменистана, но и Франции, Германии, Великобритании. Отказывался кто-то от участия?
– Вы забыли добавить, например, министров Италии, Сербии, Македонии, Ирана, Кувейта, Брунея – всего делегации были более чем из 40 стран. По отказам – бывало, что даже отказывали мы – некоторым людям, допустившим одиозные высказывания в отношении того, что происходило в России.
– Отказывали министрам?
– Нет, конечно, я сейчас говорю об обычных участниках. Мы не запрещали им приезжать на форум, но не включали в списки приглашенных дирекцией гостей. Мы в следующем году сделаем акцент на приглашении первых лиц от культуры. Больше внимания уделим работе со старыми хорошими партнерами России – прежде всего, из европейских государств. Мы планируем, как и в 2014-м, пригласить министра культуры Китая, если он найдет время в своем загруженном графике.
– Почему в этом году министры европейских стран не приехали? Из-за политики?
– Причина банальна. У всех крайне загруженные графики. Это конец финансового года. Из-за празднования 70-летия ЮНЕСКО мы немного передвинули форум.
2016
– В 2016 году форум пройдет в декабре?
– Декабрь – непосредственная идея и просьба руководства Петербурга. И это очень разумно. Зачем проводить форум во время туристического наплыва? Впрочем, мы сейчас уже от многих участников получаем интересные предложения продолжить работу в течение года, чтобы к следующему году прийти с какими-то промежуточными итогами. У нас следующий год кино, мы, конечно, сделаем что-то интересное, связанное с кино в Петербурге. Я понимаю, что это будет, но пока не могу об этом рассказать. Это будет сюрприз. В 2016 году форум, наверное, будем немного переформатировать. Мы не хотим раздувать его бесконечно по количеству участников. Поэтому туристский форум, который проходит в Петербурге параллельно с культурным, скорее всего, станет его частью. Возможно, мы будем форум сегментировать.
– Что это значит?
– Все сходятся в том, что нам нужно отделить участие профессионалов в культуре от общественного потока – выставок, концертов, публичных лекций под эгидой форума. Общественный поток хотим расширить – он может переварить и 10, и 20, и 30 тысяч человек. Но ни в коем случае не перемешивать две эти аудитории.
Если говорить об экономике форума и интересных мероприятиях, мы точно продолжим Премию имени Луначарского. Причем будем работать над церемониями ее вручения – они каждый год будут разными.
– Некоторые гости отметили «советский стиль» церемонии.
– Почему нет? Стиль и форма должны соответствовать содержанию – Луначарский же был советским наркомом. А если серьезно, то ориентироваться надо не на стиль, а на суть того, что происходит. Это первая специализированная большая премия, которая вручается не творческим деятелям, а работникам культуры, без которых творческие деятели и работать-то не смогут – свет не будет гореть, декорации не подвезут. Вообще, это идея лично Мединского: от содержания и положения о премии до названия и формата призов. При этом задача организации была поставлена перед дирекцией за три недели до открытия форума. Однако вы сами знаете стиль нынешнего министра культуры: для него в работе понятий «мало времени» и «не хватает ресурсов» – не существует. За три недели было сделано все под ключ. Деньги тоже нашли – спонсорские. Все творческие люди, с которыми я разговаривал, сказали: «Какие вы молодцы, что успели так быстро это организовать! Поднять на щит простых, незаметных людей – это так важно в нашей сфере культуры»… Я горд, что мы уже в 2015 году это сделали. Если говорить об экономике премии, то помимо диплома победители получают медаль и 250 тысяч рублей из спонсорских средств. Авторский бюст Луначарского, показанный на церемонии, будет также отправлен лично каждому лауреату.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»