Впервые мощный снегопад не превратил Петербург в огромную жижу. Оказалось, что не использовать реагенты при уборке снега возможно. О сути нового подхода - глава комитета по благоустройству Смольного.
Метель в Северной столице бушевала два дня, в общей сложности выпало около 20 см снега. Владимир Рублевский рассказал в интервью «Фонтанке», какие районы справились с уборкой хуже всего, почему граждане не видели на улицах коммунальной техники, и признался, что без соли убирать город дороже.
– Владимир Викторович, многие обратили внимание на ключевое отличие уборочной кампании последних двух дней: нет луж и большой слякоти, на дорогах – снежный накат. В предыдущие годы даже в морозы повсюду образовывались лужи. Вы действительно снизили количество использования соли?
– Да, в три-четыре раза. Вы знаете, есть поручение губернатора – снизить солевую нагрузку на город. В прошлом году, в силу ряда причин, нам удалось уйти от массового применения соли только частично. В этот снегопад мы, по сути, впервые опробовали новую технологию
– В чем ее суть?
– Во время снегопада мы в основном прометаем улицы и тротуары. Применяется только песко-соляная смесь, в которой от 5 до 10 процентов соли, остальное – песок. В итоге соль не топит снег, превращая его в воду, а только разрыхляет. Автоколонны, курсирующие по улицам, прометают дороги, снег сгребается к обочине, а потом ночью, когда на улице нет машин, вывозится. Сейчас накат еще сохраняется. Этой ночью мы сгребем снег с проезжей части.
– Но ведь кое-где накат уже стал плотным. Его удастся вымести?
– Я дал указание – выводить фронтальные погрузчики, скоблить накат, далее прометать остатки и вывозить с остальными снежными массами. Но не топить!
– Асфальт не соскоблите вместе со снегом?
– Асфальт портить не будем, есть специальное навесное оборудование, есть малые трактора, которые подчистят эту наледь.
– Чисто визуально, таких участков с накатом образовалось очень много.
– Да, что же делать – придется подчищать. Но это только кажется, что скрести придется долго. В принципе, эта работа выполняется быстро. Главное – дать трещину этому льду, а потом щеткой уже все сметается.
– А были районы, где, как и прежде, массово использовали соль, чтобы скорее растопить снег?
– Конечно, дорожные предприятия привыкли к другому: насыпал соли, снег растаял, остатки вывез – и все. И сейчас некоторые грешат этим. Например, в Калининском районе. По моей оценке, по оценке моих коллег – он самый худший. Там граждане жаловались, что остановки засыпаны солью.
– Это у нас госпредприятие «Гражданское»?
– Да. Я сниму с него деньги за эти остановки, он копейки не получит. За такую уборку Гражданского проспекта мы платить не будем.
– Как я понимаю, такая технология уборки – с максимальным прометанием – обходится дороже?
– Да, конечно. Одно дело сначала прометать, потом грузить, потом вывезти. Тут и техники больше нужно. А другое дело, как раньше, – две «посыпалки пустил», четыре часа подождали, покраснели, критику послушали, а потом и снега нет – растаял почти весь, ушел в ливневку.
– А вы не считали, насколько дороже?
– Будем считать после снегопадов, насколько мы наработали, насколько попадаем в убытки. Летом будем выкручиваться, экономить на каких-то вещах.
– Однако эту технологию нельзя применять, например, при температуре, близкой к нулю. Иначе наката не будет, будет один огромный каток.
– Да, придется использовать соляной раствор. Но, тем не менее, и здесь мы постараемся минимизировать использование соли: только там, где эта наледь образуется, все остальное – прометать. Топить снег мы не будем.
– Еще один важный момент: по ГОСТу, улицы должны зачищаться от снега до асфальта. Второй день на многих магистралях – накат. Нет ли претензий со стороны контролирующих органов, например ГИБДД?
– Мы зачистим, ГОСТ будет соблюдаться. Вопрос в том, сразу это делается после снегопада или через какое-то время. Зачистить до асфальта без применения соли невозможно. Значит, возникает некоторое противоречие между удобством горожан и ГОСТами. Но в том смысле, что зачистка происходит не сразу. Могу сказать, что понимание со стороны ГИБДД есть. Подгонять нас не будут.
– При таком подходе расход соли меньше, чем обычно. А ведь предприятия, насколько я помню, закупили примерно 100 тысяч тонн. Им же невыгодно использовать меньше, тогда летом закупать будет нечего.
– Да, запасы останутся. Но нужно понимать, что договор у них рамочный. До зимы они оплачивают только 50% от общего объема, а все остальное закупают по мере необходимости.
И потом, вы неправы насчет стремления высыпать всю соль за сезон: они тоже деньги считают и в полном объеме использовать не будут, чтобы деньги сэкономить.
– В этот снегопад опять звучали традиционные претензии: мол, по городу ездил, техники почти не видел.
– В городе 3500 улиц, у нас выходило максимум 1100 единиц техники. Одна единица на 3,5 улицы. Естественно, что кто-то видел, а кто-то – нет. К тому же они ходят в колоннах.
– Но ведь не все городские улицы убирает комитет по благоустройству?
– Да, около 50 улиц остаются в ведении комитета по развитию транспортной инфраструктуры и комитета по строительству. Это, как правило, новые магистрали либо прошедшие через реконструкцию. Например, часть Богатырского проспекта, участок Парашютной улицы и другие.
– Но все равно – может, докупить техники, чтобы на каждую улицу было по одной единице?
– Во-первых, это дорого. Сейчас точные цифры не могу назвать, но 2000 единиц нам будут стоить более 10 млрд рублей. Если не дороже. Во-вторых, смысла нет: в часы пик можно вывести не более 300 – 400 машин без угрозы полностью парализовать город. Всю необходимую технику мы можем выводить только ночью.
– В советское время, в 1990-е годы было проще с вывозом снега: его грузили в самосвалы и, например, вываливали в Неву. Или сбрасывали в канализацию. Сейчас вы возите на снегоприемные пункты, транспортные расходы выросли.
– Выросли, да. Но мы организовали 42 временных пункта перегрузки: мы там складируем снег на время сильной метели. Уже потом, когда снегопад закончится, мы все отправим в снегоприемники. Плюс, с учетом того, что соли стало меньше применяться, активнее складируем на газонах.
– И все-таки какую оценку вы поставите своим подчиненным?
– Удовлетворительно, но есть над чем работать. Претензий много. Например, плохо убираем перекрестки: прошли Литейный, прошли Невский, а по углам образовались сугробы. Хотя сразу можно было почистить. Или идет лаповый погрузчик, загружает снег, а ни одного «ручника» (специалист ручного труда. – Прим. «Фонтанки») нет. В итоге вывозится не все, снег остается. Таких мелочей много, работать нам еще и работать.
Беседовал Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»