Темпы падения объемов петербургской промышленности в 2015 году не ускорились по сравнению с 2014 годом — несмотря на обвал рубля и снижение потребительского спроса. В этом году придется тяжелее, уверены предприниматели, но оптимизма не теряют.
Обвал рубля в конце 2014 года стал серьезным потрясением для петербургских промышленников, заставив прогнозировать срывы контрактов, снижение объемов и сокращение штата. Полные итоги года Петростат опубликует ближе к концу месяца, однако предварительные результаты говорят о том, что последствия девальвации национальной валюты оказались не такими страшными, как предрекали эксперты и участники рынка. Индекс промышленного производства, отражающий динамику натуральных объемов, за 11 месяцев составил 91,8, что примерно соответствует динамике того же периода 2014 года. В деньгах благодаря инфляции многие отрасли зафиксировали рост.
«Фонтанка» измерила градус оптимизма основных отраслей петербургской промышленности и выяснила, кто в следующем году намерен расти — вопреки кризису.
Пищепром: плавленый сырок как драйвер роста
Эмбарго и ослабление рубля, сделавшие иностранные продукты недоступными для отечественного потребителя, на первый взгляд помогли петербургским пищевикам. Согласно данным Петростата, за 11 месяцев их оборот в денежном выражении вырос на 16,9%, до 290,5 млрд рублей. Однако объемы нарастить не удалось — индекс промпроизводства по отрасли составил 95,2%.
«По результатам работы сопоставимых магазинов мы видим, что покупательская способность падает. Крупные производства, которым уже некуда повышать представленность в сетях, просто не могут расти», – комментирует совладелец группы «Лосево» Александр Маурер. Впрочем, сама компания, по его словам, все же увеличила объемы на 10% и выручку на 25%. «Мы начали выходить в федеральные сети, где из-за ухода импорта стали освобождаться полки. Но это рост вопреки общему тренду», – подчеркивает топ-менеджер.
Не у всех есть рост даже в деньгах. Так, группа Atria (колбасное производство «Пит-Продукт») по итогам трех кварталов заработала 56,5 млн евро, или около 4 млрд рублей, что примерно соответствует показателям аналогичного периода 2014 года. Итоги за четвертый квартал компания пока не подвела и прогнозы не озвучивает. Но ранее заявляла, что наращивать объемы ей мешает в том числе нехватка российского сырья.
«Мы стараемся приобретать как можно больше российской свинины, но говядина к нам по-прежнему приходит из-за рубежа – в основном из Латинской Америки», – комментировал Ярмо Линдхольм, исполнительный вице-президент «Атриа Россия».
Пивоваренная компания «Балтика» результаты в денежном выражении не раскрывает, однако сообщает, что объем отгрузок по итогам девяти месяцев 2015 года снизился на 18%.
«2016-й станет очередным годом спада», – говорит производитель.
Некоторым игрокам удалось нарастить объемы за счет расширения линейки. «В 2015 году мы увеличили продажи, как в натуральном выражении (+20%), так и в денежном ( +25%)», – рассказали в «Невских сырах».
В 2016 году выйти в плюс удастся тем компаниям, которые смогут подстроиться под изменившийся спрос. К примеру, сами «Невские сыры», вместо того чтобы замещать исчезнувшие с полок импортные твердые сорта, планируют расширять линейку белых и плавленых.
Фармкластер: с поддержкой государства и в партнерстве с Западом
Объем производства лекарств в денежном выражении по итогам января – ноября увеличился на 8,2%, до 13,5 млрд рублей. Отдельно индекс производства по данному сегменту Петростат не считает, однако, по словам участников рынка, рост в денежном выражении во многом объясняется инфляцией — из-за девальвации рубля сырье и оборудование, приобретаемые за рубежом, подорожали. Но такая динамика привела к снижению потребления лекарств.
К примеру, у компании «Вертекс» по итогам 2015 года объем производства в упаковках сократился на 5% по сравнению с 2014 годом, несмотря на то что ассортиментная линейка увеличилась на 17%. В денежном выражении рост за этот период составил более 20%. Впрочем, тут сыграла роль не только экономическая ситуация, но и собственные усилия компании по увеличению оборачиваемости, отмечает Георгий Побелянский, генеральный директор предприятия. Топ-менеджер прогнозирует, что в следующем году тренд продолжится.
Компания «Полисан» свои итоги в денежном выражении не раскрывает, однако в штуках объемы выросли на 10%, отмечает коммерческий директор Дмитрий Борисов. Однако это меньше, чем планировала компания. В следующем году рост будет и того меньше — на 2 – 5%, прогнозирует топ-менеджер. В деньгах «Полисан» рассчитывает прирасти на 10%.
Впрочем, по словам Дмитрия Борисова, рост также будет происходить вопреки общему тренду — расширения рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья, а также расширения контрактного производства. Так, в июле 2015 года «Полисан» заключил соглашение с немецкой Bayer, до конца января будет объявлено об аналогичной договоренности с Pfizer.
Постановление правительства РФ об ограничении госзакупок импортных лекарств, вступившее в силу в декабре 2015 года, будет способствовать дальнейшей локализации на территории РФ иностранных фармацевтических гигантов, считает Георгий Побелянский. Чтобы воспользоваться данным трендом, предприятие вопреки снижению покупательской способности наращивает мощности. В августе 2015 года на площадке «Новоорловская» состоялось открытие фармацевтического завода «Вертекс» площадью 20 000 кв. м. Инвестиции в проект составили более 2 млрд руб.
Текстильная промышленность: оптимизм здесь неуместен
Сильнее всего кризис ударил по производителям одежды: в этом сегменте снижение произошло не только в натуральном (индекс промпроизводства 90,5), но и денежном выражении (-17,4%, до 34 млрд рублей).
«Мы провалились к прошлому году на 30% как в деньгах, так и в объемах», – говорит руководитель «Эстра Груп» Сергей Скрибо. По его словам, ослабление рубля не сделало более конкурентоспособной российскую продукцию, так как почти все ткани и фурнитура доставляются из-за рубежа. «При этом цены повышать мы не можем, иначе заказов вообще не будет», – добавляет он.
Российские у наших предприятий разве что нитки. Хотя и у Прядильно-ниточного комбината им. Кирова продажи упали на 10% как в деньгах, так и в штуках, отмечает его руководитель Вячеслав Мартынов.
Однако есть компании, которые закончили год с положительной динамикой. К примеру, трикотажной фабрике «Тэкселен» все же удалось нарастить продажи и объемы производства на 30% за счет увеличения заказов на школьную форму, рассказала руководитель предприятия Елена Морозова. Впрочем, сказался и эффект низкой базы: в 2014 году показатели компании просели сразу в два раза. Однако топ-менеджер не исключает, что дальнейшее ослабление рубля может способствовать притоку новых заказчиков в лице розничных сетей.
«Мы уже работаем с петербургскими «Вкусом моды» и «Леди Шарм», но объемы пока небольшие», – отмечает Елена Морозова.
Крупнейший представитель сегмента «БТК груп» не прокомментировал свои итоги. Однако, по данным Петростата, объемы производства спецодежды (это направление приносит компании основную выручку) в целом по рынку за 11 месяцев упали на 11,5% к прошлому году в натуральном выражении.
Автопром: хуже, чем ожидалось
За 2015 год петербургские автозаводы, по их данным, произвели 295,7 тыс. машин, что на 18% меньше, чем в 2014 году. Таким образом, год оказался более провальным, чем предсказывали аналитики.
Впрочем, такая динамика отчасти объясняется закрытием завода GM. Значительно также просели объемы у Toyota (-10%, до 32,9 тыс. машин).
Hyundai, чьи продажи за первые шесть месяцев сократились на 6%, к концу года выправился и даже перевыполнил план, произведя 229 тыс. машин вместо обещанных 228 тыс. Таким образом, по итогам всего года его объемы просели только на 3,4%.
Единственным, кому удалось улучшить показатели, стал Nissan. С его конвейера сошло 33,8 тыс. автомобилей, что на 3% больше, чем в прошлом году. Увеличение произошло в том числе благодаря началу сборки новой модели Qashqai.
В восстановление рынка в 2016 году его участники не верят. Так, Hyundai прогнозирует, что произведет на 6% меньше машин, чем в этом году, даже с учетом начала сборки новой модели Creta, а также выхода на новые рынки на Ближнем Востоке.
Завод Toyota в этом году начать собирать модель RAV4. Однако в компании затрудняются сказать, приведет ли это к росту объемов производства.
В Nissan также предпочитают не озвучивать прогнозы, но, похоже, компания готовится к трудным временам. В этом году она намерена сократить 500 сотрудников (из них 252 покинут компанию уже в марте) и перейти на работу в одну смену.
Впрочем, несмотря на негативные ожидания, автогиганты всячески демонстрируют, что оставлять наш рынок подобно GM не намерены. Так, завод Toyota в конце прошлого года провел модернизацию, в ходе которой увеличил мощности в два раза (с 50 000 до 100 000 автомобилей). Hyundai вложит $100 млн в модернизацию производства в Петербурге до конца 2016 года.
Машиностроение и литейное производство: даешь импортозамещение!
Производство машин и оборудования выросло в денежном выражении за 11 месяцев на 7,7%, до 134,9 млн рублей. Однако индекс промышленного производства в этой сфере составил 82,9.
По сегментам динамика неравномерная. К примеру, на фоне сокращения строительного рынка продажи строительного оборудования за три квартала просели на 7%, до 21,3 млрд рублей, следует из данных СПАРК. Зато за этот же период выросло производство турбин и двигателей (+30% до 43,9 млрд рублей) и сельскохозяйственной техники (+60% до 7,7 млрд рублей).
По словам представителей этих отраслей, рост выручки сопровождался ростом объемов.
К примеру, Петербургский тракторный завод (входит в ОАО «Кировский завод») в два раза увеличил выпуск тракторов «Кировец» – до 1512 штук. Осваивает компания и зарубежные рынки, например в 2015 году 10 тракторов было поставлено в Германию. Свой успех производитель объясняет не только подорожанием импортных конкурентов и предоставлением госсубсидий сельхозпроизводителем на отечественные машины, но и проведенной модернизацией линейки «Кировцев».
В компании сообщают, что завод законтрактован до августа 2016 года, однако не спешат прогнозировать рост объемов. По словам директора ЗАО «Петербургский тракторный завод» Сергея Серебрякова, главные риски – как для предприятия, так и для отрасли в целом – связаны с возможным ослаблением спроса.
Выручка холдинга «Силовые машины» (объединяет «Электросилу», ЛМЗ и завод турбинных лопаток) по результатам девяти месяцев составила 30 млрд рублей, что примерно соответствует показателям прошлого года. Итоги последних трех месяцев компания пока не подвела, однако в будущее компания смотрит с оптимизмом.
Промышленный гигант имеет для этого все основания – в 2015 году он заключил с Росатомом контракт на астрономическую сумму в 122 млрд рублей, в рамках которого поставит турбоустановки для трех строящихся атомных электростанций – «Бушер» в Иране, «Куданкулам» в Индии и Курской АЭС-2.
У металлургов и литейщиков объемы росли не только в деньгах (+ 24,6%, до 139 млрд рублей), но и в натуральном выражении (индекс промпроизводства 104,7%). Впрочем, сами участники рынка признаются, что в большей степени это обусловлено увеличением спроса со стороны предприятий, выполняющих оборонзаказ.
Так, компания «Армалит», основными заказчиками которой являются судостроительные предприятия «Севмаш», «Адмиралтейские верфи», «Северные верфи», повысила объемы производства в деньгах и тоннах на 30%.
«Ожидания на 2016 год – оптимистичные. Производство загружено заказами до 2020 года», – отмечает коммерческий директор Евгений Коптяев.
Впрочем, по его словам, темпы роста, скорее всего, замедлятся до 20%. В компании рассчитывают увеличить число заказов по гражданскому судостроению (ледокольный флот, суда обеспечения ледового класса), однако доля клиентов, работающих вне гособоронзаказа, вряд ли превысит сегодняшние 9%.
В числе сдерживающих факторов топ-менеджер называет удорожание импортного оборудования.
«Реализация проекта по модернизации литейного производства, к сожалению, растягивается. В России производителей современного литейного оборудования нет», – заключает Коптяев.
Несмотря на довольно высокий градус оптимизма, все участники рынка сходятся во мнении, что грядущий год будет куда более тяжелым, чем нынешний. И даже если не случится глобальных экономических потрясений, чтобы остаться на рынке, в соответствии с «правилом Алисы», бежать придется в два раза быстрее.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»