Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 0

2 м/с, зап

771мм

97%

Подробнее

Пробки

1/10

КС закрыл полицейским анонимные комменты

1523
ПоделитьсяПоделиться

Конституционный суд разрешил увольнять сотрудников МВД за критику руководства. Даже если её размещают на интернет-форуме в качестве анонимного комментария. А уж плохо говорить о христианских пристрастиях начальства – совсем воспрещено. Так можно прочитать новое решение КС, опубликованное на его сайте.

На пермском форуме Teron.ru есть ветка «Пермская полиция». В 2013 году здесь появилась запись пользователя «Сабакаклякса». В ней – фотография документа, где начальник краевого главка Юрий Валяев обращается к подчинённым: «Направляю для исполнения в Ваш адрес график занятий в учебных группах аппарата ГУ МВД России по Пермскому краю по теме «Жизнь после смерти в христианском понимании». Занятия проводит настоятель храма-часовни великомученика Георгия Победоносца отец Симеон».

«Сабакаклякса» прокомментировала: «Ну, а после такого ещё возникают вопросы у кого-нить касаемо трудовых будней полицейских?»

До этого тот же юзер иронизировал над инструкцией «По профилактике чрезвычайных происшествий, совершённых сотрудниками ОВД в состоянии алкогольного опьянения».

Внимание к анониму оказалось пристальным. Пермский главк призвал на помощь отдел «К», тот по IP-адресу выяснил, что «Сабакаклякса» – не кто иная, как подполковник юстиции, старший следователь по особо важным делам Елена Яковлева. Ее уволили «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». Даже несмотря на то, что один из комментариев она убрала, а от авторства другого – отказалась.

Яковлева в Перми – персона известная. С актрисой, исполнившей главную роль в сериале «Каменская», её роднят не только имя и звание. Но и страсть к расследованию опасных преступлений. Полицейская – не штабистка какая-нибудь. Она боролась с организованной преступностью. Имя подполковника возникало в местных новостях в связи с делами чёрных риелторов, раскрытиями ограблений банков. В 2012 году она получила общероссийскую премию «Щит и роза» – её вручают лучшим в профессии полицейским-женщинам.

Яковлева потребовала один из районных судов восстановить её в должности, но дело проиграла. Тогда и обратилась в КС – с жалобой на Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Статья 49 этого документа гласит, что «грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел являются публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Статья 13 – запрещает допускать такие высказывания.

Подполковник считает бумагу неконституционной. Закон «допускает произвольный выбор основания увольнения», позволяет счесть публичными высказываниями комментарии анонима и «проводить проверочные мероприятия по установлению его личности» – таковы ее аргументы. Яковлева попросила отменить и переписать документ, но 28 января стало известно, что КС ей в этом отказал.

Служебная лояльность и подорванный суверенитет

Доводы КС очень выразительны, но мы цитируем отдельные фрагменты решения.

КС пишет, что отвечать за публичные высказывания сотрудники органов внутренних дел должны по таким же правилам, как госслужащие.

– Публичное выражение ими, в том числе в средствах массовой информации, суждений и оценок, имеющих смысл возражения или порицания, может не только затруднить поддержание отношений служебной лояльности и сдержанности, но и подорвать авторитет государственной власти, – уверен КС.

«Подорванный суверенитет», в свою очередь, может лишить «государственную службу ее конституционного и практического смысла», «сделать невозможным эффективное осуществление органами государственной власти своих полномочий» и, в общем, привести к нарушению «суверенитета и государственной целостности», полагают судьи.

Они напоминают, что государство может предъявлять к правоохранителям «особые требования».

– Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, – отмечает суд.

В итоге подполковник Яковлева лишилась возможности вернуться на работу. А все остальные полицейские получили непрозрачный намёк не выносить сор из избы.

Замдиректора АЖУРа Евгений Вышенков считает результат справедливым. Он напомнил, что Россия – правовое государство.

– То же самое произошло бы в «Газпроме» и в British Petroleum. Это формальный подход, он может вызывать сомнения и раздражать, но мы как смотрим на мир? Если по праву, то законы нужно соблюдать. Но есть ещё и человеческий подход, по которому я искренне считаю, что обсуждать в сетях близких, родных, сыновей, начальников, подчинённых – это «сучьи забавы». То, за что в приличных подворотнях в морду дают. Что будет, если парень из одного микрорайона побежит обсуждать в другой своих друзей? Сейчас у нас другая стилистика, другой подход. Мы все обожаем писать жалобы, быть потерпевшими.

Напомним, в 2011 году Конституционный суд вынес похожее решение по Закону «О милиции». Тогда автором заявления стал тольяттинский участковый Алексей Мумолин. Он вывесил в интернете видеообращение к министру МВД Рашиду Нургалиеву, дал интервью журналистам газеты, а позже вышел на одиночный пикет, за что был уволен. Старший участковый уполномоченный милиции Автозаводского УВД Тольятти рассказал о недостатках в организации работы городского УВД: большой нагрузке на участковых, привлечении сотрудников на другие мероприятия по охране общественного порядка, процветании "палочной" системы. По результатам служебной проверки, инициированной в связи с видеообращением, майору Мумолину объявили строгий выговор, а затем уволили.

Любопытно, что в 2011-м свою волю КС выразил более мягко. Суд указал, что госслужащим можно критиковать руководство, но только в том случае, если критика конструктивна и доказательна, а высказывания представляют общественный интерес. Служители Фемиды даже порекомендовали пересмотреть дело Мумолина.

В решении 2016 года таких оговорок нет.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close