Минкультуры готовит Русский музей к двухлетней реконструкции. Руководство просят составить план вывоза экспонатов из Михайловского дворца. Здание могут закрыть для посетителей в 2017 году.
В последних числах января на стол директора Русского музея Владимира Гусева легло письмо. Министерство культуры попросило музей проработать план и рассчитать смету переезда фондов и сотрудников из Михайловского дворца. В 2017—2018 годах здание могут закрыть на реконструкцию. Если найдется финансирование.
Владимир Гусев подтвердил «Фонтанке» получение письма. Однако комментировать его отказался. «Пока говорить не о чем, рано. Мы сообщим о решении в срок», – сказал он. Но коллективу музея перспективы переезда уже обрисовали — на ученом совете в начале февраля. Правда, сотрудники отказываются говорить на тему переезда открыто, ссылаясь на прямой запрет руководства.
Идее создания атриумов в Михайловском дворце уже почти 15 лет. В 2002 году концепцию разработала студия москвича Михаила Филиппова. Он предложил накрыть два внутренних дворика россиевского дворца стеклянной кровлей. В одном из них — установить панорамный лифт. Другой — застроить на уровне первого этажа. Это позволит перестроить входную зону и «разнести» туалеты с гардеробом и кассами. А выше — организовать конференц-зал на 100 мест с круговой лестницей.
Еще одно новшество — превращение чердака в выставочное пространство. Причем с минимальными изменениями, с оголенными деревянными стропилами. Для этого Филиппов предложил укрепить конструкции кровли и перекрытий и осветить пространство световыми фонарями, замаскированными под печные трубы. Их демонтировали во время реконструкций конца XIX века. Эта концепция, проработанная «ЛенПолпроектом», сейчас находится на рассмотрении Главгосэкспертизы.
И все же окончательное решение о начале реконструкции дворца пока не принято. Главная загвоздка – финансирование, пояснили «Фонтанке» в фонде инвестиционных строительных проектов (ФИСП). Он выступает заказчиком работ. Стоимость реконструкции оценивается в 30-35 млн долларов. Сейчас это 2,3-2,7 млрд рублей.
Предполагалось, что часть этих средств выделит Всемирный банк в рамках продолжения программы «Экономическое развитие Петербурга». Ранее в ее рамках реконструировали восточное крыло Главного штаба для Эрмитажа, отреставрировали зимний сад в Мраморном дворце и заменили сети в Петропавловской крепости. Однако введение европейских санкций затруднило доступ к финансированию. К примеру, до снятия санкций отложена реставрация Мариинского театра стоимостью около 180 млн долларов.
В случае с Михайловским дворцом ясность должна появиться к концу марта этого года. Тогда завершатся переговоры Всемирного банка, Минкультуры и Министерства финансов, говорят в ФИСПе.
Если добро получат, музейщикам придется освобождать дворец. Фонды и сотрудники отправятся в соседний корпус Бенуа, Инженерный замок или Строгановский дворец. Стоимость «билета в одну сторону» – около 300 млн рублей, говорили ранее в Русском музее.
Между тем среди сотрудников музея вести о переезде породили легкую панику. Они боятся волны увольнений. И, во-вторых, – разорения фондов. У горожан уже есть неудачный пример — переезд Центрального военно-морского музея из Биржи в Крюковские казармы. Он обернулся не только коррупционным скандалом и уголовными делами, но и ущербом для части экспонатов.
Освобождение зданий Сената и Синода от государственного исторического архива тоже не принесло радости посетителям. Они несколько лет не могли получить доступа к документам.
И все же в случае Русского музея без переезда не обойтись. Во дворце будут менять систему вентиляции, устанавливать охранную сигнализацию и новую противопожарную систему. А значит, по коридорам будут гулять рабочие с кабелем и инструментом. За сохранность картин никто не поручится, поясняют в ФИСП.
Впрочем, градозащитники вообще не уверены в необходимости воплощения проекта. Законодательство об охране памятников запрещает реконструкцию федеральных памятников. Их можно только реставрировать. А проект предусматривает опору стеклянной кровли и металлических балок на капитальные стены дворца. «Эта затея находится в противоречии с законодательством. И чтобы его обходить, необходимы чрезвычайно веские причины. Я о таковых не знаю», – говорит председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис.
Архитекторы не столь категоричны. Ведущие музеи мира проходят реконструкцию и приспосабливаются к современным нуждам, говорит Олег Харченко, генеральный директор бюро «Урбис». Он напоминает о перекрытых дворах и стеклянной пирамиде Лувра и его подземном вестибюле, о галерее Боргезе в Риме с современным цокольным этажом, используемым под гардеробы и кафе. И замечает: «Мир живет естественной жизнью. Если есть возможность приспособить, почему нет?»
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»