Историк-краевед Палычъ и Дмитрий Наумов руководитель ТО"Наследие" в эфире [Фонтанки.Офис] развенчали слухи о мистификации личности "тюменского Высоцкого", рассказали о песне про негра, не вошедшей в фильм "Афоня", а также упомянули о том, с каким знаменитым поэтом оказался в родстве Зиновий Биртман.
Википедия определяет Зиновия Биртмана как вымышленного советского автора-исполнителя.
Музыкальная мистификация появилась в 2015 году на сайте Colta.ru, где утвержалось что лишь сейчас завершилась многолетняя работа по восстановлению и перезаписи биртмановского альбома, и он был перевыпущен. Одна из песен альбома, «Пригласите негра танцевать», была использована в спектакле «Суд над тунеядцем Бродским» режиссера Дениса Шибаева, поставленном в Санкт-Петербурге к 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского. Сообщается также о съёмках документального фильма «Мой Биртман» с участием артиста Михаила Разумовского.
Согласно легенде, Зиновий Аркадьевич Биртман родился 12 ноября 1934 года в семье работника НКВД Аркадия Леонидовича Биртмана и преподавателя женской гимназии Нины Иосифовны Струцовской. После войны и развода родителей остался в Тюмени с матерью. Самостоятельно овладел игрой на семиструнной гитаре. Первые свои песни сочинил ещё будучи школьником. В 1948 году после просмотра художественного фильма «Алмазы» решил связать свою судьбу с геологией. Многочисленные экспедиции, поездки в разные уголки нашей родины, позволили ему собрать огромный багаж впечатлений. Был дважды женат, есть сын Дмитрий. В 1979 году записал альбом «Следы от компота» вместе с городскими музыкантами ВИА «Добрый Вечер». Оставил также несколько рассказов. Умер 13 февраля 1981 года, при трагических обстоятельствах, в одном из районов Тюмени.
Музыкальный критик Алексей Мажаев отмечает, что мистификационная природа биртмановских песен демонстративна: в них, в частности, используются такие слова, как «селфи» и «лайк», до появления которых в 1979 году оставалось ещё более четверти века. Тем не менее, по мнению Мажаева, песни Биртмана не только остроумно травестируют шаблоны блатного шансона, но и элегантно обыгрывают ряд других музыкальных стереотипов советской популярной музыки 1970-х годов.
Видеофрагмент эфира, в котором рассказывается, как мистический Зиновий Биртман познакомился с реальным Боярским:
[Фонтанка.Офис]
аудиоподкаст программы от 09.02.2016
[Фонтанка.Офис]