«Никакой народ, никакие герои Русской весны ничего сделать бы не смогли. … Нужно было показать, что «вежливые люди» лишь декорация».
Это цитаты из фильма, снятого российским политтехнологом, обслуживающим губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Такая интерпретация событий февраля 2014 года совпадает с украинской версией, что не смущает ни патриота-режиссера, ни заказчика-патриота. Похоже, в современной России можно создать и частную армию, как в Чечне, и частное Министерство правды для коррекции недавней истории.
Герои и декорации
Автор фильма, Олег Матвейчев, представлен зрителю как политолог. Такая скромность ни к чему: уже с первых кадров видна рука мастера – матерого политтехнолога уральской школы. Зритель читает титры: «Фильм предназначен для закрытого показа. Демонстрация в СМИ и размещение в Интернете запрещены». К такой хитрости прибегали еще французские короли, пропагандисты картошки: днем расставляли вокруг поля караул, а на ночь – убирали, резонно ожидая, что к рассвету поселяне перетащат посевной материал на свои огороды.
Название фильма тоже интригует: «4-я оборона Севастополя: почему герои не те?». Начало по отработанным заходам экранной пропаганды: музыка в стиле «атака орков», тревожно-эпический закадровый рассказ о том, как «21 ноября 2015 года город славы российских моряков неожиданно погрузился в кромешную тьму».
Первые восемь минут – прошлогодний крымский блэкаут, подрыв ЛЭП в Херсонской области, прочие бесчинства боевиков и административные подвиги губернатора Меняйло.
На девятой минуте в кадре появился сам Матвейчев и пообещал рассказать «истинный и неизвестный обывателю ход событий». После чего от тьмы и мрака перешел к февралю 2014 года, когда после огромных митингов в Севастополе и более скромных в других городах Крыма на сцене появились «вежливые люди».
По словам политтехнолога, волнения были во многих областях Украины, от Харькова до Одессы. Но присоединился к России только Крым. Случилось это потому, что операцию по отторжению и возвращению полуострова осуществила российская армия. «Никакой народ, никакие герои Русской весны ничего бы сделать не смогли», – объяснил Матвейчев. Нашлась у него версия и для отрядов самообороны, захватывавших воинские части и корабли ВМФ Украины: «нужно было показать, что "вежливые люди" лишь декорация». Значит, главными действующими лицами были «вежливые люди», а вот митинги и отряды самообороны – декорация.
Кто же тогда герои Русской весны? Это полпред по Крыму Олег Белавенцев – он руководил воинской операцией. И адмирал Меняйло – его диверсанты орудовали на украинских кораблях. Эти подробности скрывались два года, но теперь настало время рассказать, кто в действительности вернул Крым в «родную гавань».
Что же касается митингов, то кому выступать и с какой программой – решали сверху.
То, что участие российского спецназа в крымских событиях было куда серьезнее, чем говорил официальный телевизор, признал даже Владимир Путин в фильме «Крым. Путь на Родину». И всё же «4-я оборона» взяла новый рубеж. Пересмотрен главный постулат госпропаганды: инициаторами воссоединения Крыма с Россией были его жители. Вышли на митинги, захватили здания, подняли флаг. Красная, в смысле Российская армия узнала про их беду и явилась на помощь. Из фильма следует, что митинги были отвлекающим маневром при военной операции.
Адский фрик
Конфликт губернатора Меняйло и лидера февральских митингов Алексея Чалого в Севастополе не секрет. Недавно Чалый ушел с поста спикера городского ЗС, в наивной надежде, что заодно уйдет и Меняйло. Губернатор остался и всерьез занялся своим имиджем, для чего пригласил Матвейчева.
Назвать Олега Матвейчева «безызвестным политтехнологом» – погрешить против истины. Матвейчев – не только практик, но и теоретик профессии, автор книги «Уши машут ослом». Книга рассказывает не только о том, как грамотно морочить электорат, но и о вековом хищном лицемерии Запада.
В 2010 году Матвейчев прославился мечтательным монологом в соцсетях (авторские орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.).
«Знаете о чем я мечтаю? Чтоб в один прекрасный день собрались вы все на большом Майдане все сетевые хомячки, борцы с коррупцией…, завистливые козлы, считающие деньги в чужом кармане. Собрались со всеми вашими знаменами с пеной у рта и криками чиновников на фонари!!! Чтоб собрались все, чтоб ни один ... дома не остался…
И вот когда все бы вы вылезли, вышла бы танковая армия и всю сволоту, все г… нации намотало бы на гусеницы…»
Этот крик души привел к уникальному событию: одинаковой реакции Бориса Грызлова и Алексея Навального. Экс-председатель ЕР назвал Матвейчева «невменяемым», Навальный – «адским фриком». Все вип-персоны отреклись от героя скандала, что, конечно же, не лишило его заказчиков.
По мнению севастопольских СМИ, последним из них стал экс-министр обороны Украины Павел Лебедев. Они считают, что у Лебедева бизнес в Севастополе, в том числе и строительный, его «крыша» – Белавенцев и Меняйло. Поэтому Матвейчев и выпустил фильм о том, как один из них покорил Крым, а другой – захватил украинские корабли и не дал Севастополю сгинуть во мраке.
На новом месте работы Матвейчев тоже не удержал язык – обозвал жителей Севастополя носителями украинского менталитета. Российским гражданам не свойственно ходить на митинги, стоять в пикетах, собирать десятки тысяч подписей против действующего губернатора. А вот Севастополь влияния Майдана не избежал.
В защиту Матвейчева замечу, что такой взгляд – профессиональное отношение пиарщиков к активности граждан. Любая самодеятельность в пользу кандидата не то чтобы не нужна – вредна.
Она – удел городских сумасшедших. Поэтому любой митинг – хоть Майдан в Киеве, хоть на площади Нахимова в Севастополе – собрание обманутых, но скорее всего, оплаченных дурачков. Декорация для борьбы политиков и спецслужб.
Народники и охранники
Дело не только в личных политических пристрастиях и профессиональной деформации Олега Матвейчева. В современной российской державной идеологии есть два направления. Первое можно условно назвать «народным», второе – «охранным».
«Народники» считают, что большинство соотечественников априори являются патриотами и антизападниками. Пусть начальство народу нравится не всегда. Но либерализм нравится еще меньше. Поэтому суверенной демократии опасен лишь дворцовый переворот, заговор элит. Народ всегда проголосует за Путина и одобренную им партию, выборный мухлеж в нынешнем виде – избыточен.
Их оппоненты подозревают народ в вечном стремлении к «бессмысленному и беспощадному». Только власть спасает российскую интеллигенцию и саму себя от буйства народных масс. Поэтому любую гражданскую активность следует подавлять, не забывая, кто в России «единственный европеец».
Этот спор настолько стародавний, что даже не важны персоналии. Интересно другое. В рамках первого направления, крымские события весны 2014 года – мирный и массовый народный бунт, направленный на воссоединение с Россией. Армейская силовая поддержка была точечной и минимальной, чтобы процесс прошел бескровно. В рамках второго направления, всё сделали спецслужбы, а жителям Севастополя, по украинской политической терминологии, выпала роль «титушек» – простых оплаченных ребят.
Традиционно монополией на коррекцию истории обладала центральная власть. Но нынешняя Россия вступила в пору политических экспериментов. Если глава одного из регионов имеет право назначать врагов государства, почему же политтехнолог, обслуживающий главу другого региона, не может корректировать историю возвращения Крыма? Если глава региона может содержать личную армию, начиная от традиционных стрелков до метателей тортов, почему бы другому не создать собственное Министерство правды? Один хочет получать федеральные трансферты в прежнем, если не увеличенном объеме. Другой – укрепить позиции в застройке пляжей и парков. Никакой политики, только бизнес.