Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -4

5 м/с, южн

745мм

79%

Подробнее

Пробки

6/10

Бульдозером по рынку снегоходов

2462
ПоделитьсяПоделиться

Поставив в один ряд квадроцикл с бульдозером, Кабмин создал угрозу самого существования в России еще и снегоходов. А перед исчезновением бизнес увеличит вдвое цену на эту технику.

Петербургские импортеры и продавцы квадроциклов и снегоходов оказались под угрозой разорения из-за введенного с этого года утилизационного сбора на спецтехнику. Это следует из письма, которое предприниматели в скором времени намерены направить уполномоченному по защите прав предпринимателей в Северной столице Александру Абросимову. Непропорционально высокий налог вынудит популярные западные бренды покинуть российский рынок.

Смысл утилизационного сбора в том, что производитель и импортер автотехники компенсирует государству тот вред для окружающей среды, который наносит ее эксплуатация,  а также расходы на утилизацию. С 2012 года он взимался с транспортных средств, однако в конце прошлого года было решено распространить его и на колесную спецтехнику.

Соответствующий закон вступил в силу 1 января 2016 года, а 6 февраля правительство РФ опубликовало постановление, в котором указало, по каким правилам для конкретного вида техники будет рассчитываться сбор. Согласно ему, в перечень такой техники наравне с бульдозерами, катками и тракторами попали мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы и снегоходы. Причем единой оказалась не только сама базовая ставка (150 000 рублей), но и коэффициенты.

К примеру, для нового квадроцикла или снегохода с объемом двигателя до 299 куб. см коэффициент составит 0,4 (утилизационный сбор 60 000 руб.), с объемом двигателя от 300 куб. см до 1 500 куб. см –  а это, по словам продавцов, самая распространенная категория – 0,7 (105 000 руб.). Точно такой же сбор нужно будет платить за дорожный каток массой до 4 тонн или за сельскохозяйственный колесный трактор мощностью 60-90 л.с.

При этом доля сбора в цене более дорогой спецтехники оказывается меньше: так, для трактора «Беларусь-892.2» она составит 8,5% от стоимости (около 1,2 млн рублей), а для снегохода SPORTSMAN ETX — 19% (550 тыс. рублей).

Сбор уплачивают импортер или производитель, однако тем, кто уже владеет квадроциклом или снегоходом, придется заплатить самостоятельно: если срок владения более трех лет, коэффициенты от базовой ставки составят 0,7 для техники с объемом двигателя до 300 куб. см и 1,3 для техники с объемом двигателя свыше 300 куб. см.  

Для сравнения, базовая ставка для транспортных средств составляет лишь 20 000 рублей. Соответственно утилизационный сбор за легковой автомобиль с двигателем от 1 000 – 2 000 куб. см –  44 000 рублей (коэфф. 2,21). По мнению импортеров и продавцов квадроциклов и снегоходов, экономически и логически обоснованным было бы снизить базовую ставку для данной техники до половины этого показателя, установленного для транспортных средств.

Введение же утилизационного сбора в нынешнем виде приведет к тому, что для многих россиян мототехника станет непозволительной роскошью, – отмечается в обращении. Как результат, «закроется множество предприятий, занятых в сфере продаж и обслуживания, и вместо полученной выгоды государственный  бюджет недополучит миллиарды рублей».

Решение обратиться именно к петербургскому омбудсмену объясняется тем, что в городе сосредоточены крупнейшие импортеры снегоходов и квадроциклов. В частности, в Северной столице находятся штаб-квартиры официальных дистрибьюторов китайских квадроциклов CF Moto  «ТК АВМ-Трейд», канадских снегоходов и квадроциклов BRP компании Rosan, а также американских квадроциклов, мотовездеходов и снегоходов Polaris компании Brandt. В общей сложности на эти марки, по оценке их импортеров, приходится более половины этой техники, продаваемой в России.

Покупателями снегоходов и квадроциклов являются не только состоятельные дачники, но и турбазы, которые закупают технику для своих гостей, говорит глава дистрибьютора Rosan Олег Хромченко. Таким образом, культура квадро- и снегохододвижения в значительной степени стимулировала развитие туризма в стране.

По его словам, в целом положение дел в этом сегменте схоже с тем, что происходит на авторынке, однако в силу специфики проседание спроса было более значительным.

Всего в 2015 году в России было продано более 60 тыс. квадроциклов и снегоходов, оценивает генеральный директор «ТК АВМ-Трейд» Сергей Койнов. Из них 5-6 тысяч реализовано в Петербурге. «Продажи квадроциклов в самом низком ценовом сегменте за последний год упали в три раза. Основная причина – рост цен из-за девальвации рубля», – комментирует он. Причем подорожали не только импортные, но и российские марки, поскольку большая часть комплектующих (включая на 100% самые дорогостоящие элементы – двигатели и коробки передач) завозится из Китая.

В сегменте снегоходов объемы продаж также упали в два раза, но это в целом по стране. «У петербургских дилеров ситуация была хуже из-за относительно теплой зимы», – добавляет  Олег Хромченко.

Чтобы сдержать снижение спроса, импортеры и продавцы повышали цену не пропорционально курсу (по оценке Сергея Койнова, она выросла примерно в 1,5 раза за 2015 год), поэтому запаса прочности, который позволил бы сдержать рост цен, сейчас уже нет — то есть утилизационный сбор неизбежно ляжет на потребителя. «Мы рассчитывали, что в этом году падение остановится, и мы сработаем в ноль, однако из-за сбора цены на квадроциклы и снегоходы вырастут от 25% до 100%, и тогда продажи просядут еще вдвое», – отмечает топ-менеджер.

По мнению Олега Хромченко, чтобы не сработать в минус, импортеры будут отказываться от наиболее неприбыльных позиций. «В нашем случае, это самые дешевые позиции», –  говорит он. Это может негативно отразиться на дилерах. В Северной столице, по его оценке, квадроциклами и снегоходами торгуют порядка 30 компаний, всего по стране около 500. «В первую очередь под угрозой окажутся небольшие региональные игроки», –  считает предприниматель.

Из-за сокращения числа дилерских точек возникнет проблема с сервисом, поскольку уже приобретенную технику надо где-то обслуживать, добавляет Сергей Койнов. По его оценке, сейчас парк снегоходов и квадроциклов в Петербурге и Ленобласти насчитывает «десятки тысяч единиц».

Альтернативы западным брендам не так много. Производством квадроциклов занимается в России брянская Velomoto (квадроциклы Stells), снегоходов –  завод «Русская механика» в Рыбинске. Это представители бюджетного ценового сегмента. Однако, по мнению импортеров, резко нарастить объем выпуска, чтобы занять место импортных марок, им не удастся. «Они тоже будут вынуждены платить утилизационный сбор и пропорционально повышать цены», –  заключает  Олег Хромченко.

Шансом на спасение и соответствием государственному курсу на импортозамещение могли бы стать субсидии, которые, кстати, существуют для производителей легковых и грузовых автомобилей — бюджет компенсирует им расходы на утильсбор.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close