Выходцы из «Водоканала» предложили Смольному услугу по прокладке в Кронштадте экспериментальной трубы из Швейцарии. Если эксперимент понравится чиновникам, бизнесмены построят в Колпино трубный завод за 4 млрд. В «Водоканале» не в восторге.
В эпоху яростной борьбы с импортными товарами Смольный поручил «Водоканалу» проложить трубопровод от швейцарской фирмы Vonroll Hydro при замене магистральной трубы в Кронштадте. Иностранную продукцию в эпоху девальвации рубля, по информации «Фонтанки», проталкивают бизнесмены, раньше трудившиеся в «Водоканале» и комитете по энергетике. Смольный, признавая, что труба дорогая, уверяет, что ее прокладка дешевле. Приверженцы отечественной промышленности этому не верят.
В распоряжении «Фонтанки» появился протокол совещания в Смольном от 20 января, на котором представители комитетов по энергетике, по промышленной политике и «Водоканала» решили в качестве эксперимента проложить в Кронштадте чугунную магистральную трубу диаметром 500 мм производства швейцарской компании Vonroll Hydro. Отметим, что стоимость швейцарского франка в России в 2014 – 2015 годах выросла с 36 до 77 рублей.
Эксперимент стартует на фоне яростной борьбы с импортными товарами, которые подорожали из-за девальвации рубля. В 2015 году «Водоканал» снизил долю импортных закупок с 30% до 1,8%, ГУП «ТЭК СПб» — с 10% до 2%, «Ленсвет» — с неизвестной величины до 1% (в сравнении с 2014 годом), заявлял 18 января вице-губернатор Игорь Албин, выступая на научно-практической конференции «Кадры — фундамент инженерно-энергетической отрасли».
Исключение из импортозамещения
Поставлять швейцарскую трубу предложила малоизвестная петербургская фирма ООО «Инконстрой», которая называет себя «швейцарским производителем систем для дорожного строительства, водоснабжения, канализации, дренажа и газоснабжения». В действительности она является представителем компании Vonroll Hydro, которая широко известна в Швейцарии (в числе ее собственников — только швейцарские бизнесмены). Начинала с поставок швейцарской запорной арматуры, но теперь, когда рынок оказался перенасыщен ею, переключилась на трубы. По информации «Фонтанки», «Инконстрой» предлагал свои услуги строителям Западного скоростного диаметра, но получил отказ.
За «Инконстроем» между тем стоят не простые бизнесмены, а бывшие работники «Водоканала» и комитета по энергетике. Главой совета директоров компании является Александр Мурлин, около 15 лет проработавший в «Водоканале» руководителем разных филиалов (северной водопроводной станции, центра по работе с абонентами и др.). Собственником является Илья (Александрович) Мурлин, а гендиректором работает Ирина Уварова, в разное время трудившаяся в правобережном филиале «Водоканала», а также директором Юго-Восточных очистных сооруженией и начальником отдела строительства сетей водоснабжения и водоотведения «Управления заказчика» комитета по энергетике.
Гендиректор «Инконстроя» Ирина Уварова согласилась поговорить с «Фонтанкой» по телефону, однако отказалась от своих слов на этапе согласования комментария.
Тем не менее высокопоставленный источник «Фонтанки» в Смольном раскрыл примерно те же мысли, которые звучали в словах Уваровой. «Полимерное покрытие изнутри позволяет при меньшем диаметре пропускать больший объем воды. Укладка такой трубы совершается без специальной подложки, плюс не требуется погрузочная техника, засыпка возможна тем же грунтом. Поэтому по тем расчетам, которые нам представили, стоимость прокладки швейцарской трубы в итоге сопоставима по стоимости с российской», — сказал он.
Чиновник отметил, что выбор иностранного производителя является чуть ли не единственным исключением из сегодняшнего импортозамещения. Дважды в неделю в Смольном проходит научно-технический совет, который изучает иностранную продукцию, предусмотренную проектно-сметной документацией и не имеющую аналогов в России. «Все городские предприятия обязаны искать аналоги в нашей стране, и если этого сделать не удается, закупается импортный образец, и только после согласования с комитетом по энергетике. Так что эксперимент с трубой из Швейцарии происходит как раз на этом фоне», — отметил собеседник.
Как сообщили в компании «Инконстрой», сегодня при реализации того или иного проекта учитывается начальная стоимость товара и не берутся в расчет потребительские качества и срок службы: «Если провести оценку всех составляющих, а именно: начальная стоимость продукта, стоимость строительства, потребительские качества, срок службы, то окажется, что изначально более дорогой продукт во времени оказывается более эффективным по стоимости».
Экономика процесса
Как пояснил «Фонтанке» директор компании, которая производит трубы, метр стальной трубы диаметром 530 мм весом 100 кг стоит 8 тысяч рублей, с внутренней и внешней изоляцией — 12 – 15 тысяч. Примерно столько же стоит чугунная труба. Пластиковая труба при долларе 36 рублей стоила на 10% дороже стальной, сейчас она дороже на 20 – 30%. Монтаж стальной трубы всегда дороже, чем пластиковой. «Сварка, стыки, прочие работы, — поясняет он. — На финише получается, что прокладывать пластиковую дешевле. Стоит она 50 лет, стальная через 25 лет покрывается коррозией. Чугунная труба из Европы стоит в два-три раза дороже».
«Швейцарская труба в три раза дороже, вряд ли это покроется удешевлением работ по ее прокладке или чем-то еще, — уверен генеральный директор компании-поставщика труб "СБРКС Северо-Запад" Владимир Угрюмов. — При этом никто не спорит, что она невероятно качественная, это действительно так. Но следует понимать, что сейчас предприятие находится в сложном финансовом положении, как и любая другая государственная организация. И по моей информации, никакого восторга в "Водоканале" по поводу необходимости применить швейцарскую продукцию нет. Им просто приходится делать то, что им говорит комитет по энергетике, так как "Водоканал" ему подчинен».
В «Водоканале» сообщили, что поставщика труб для объекта в Кронштадте будет определять подрядчик «Вотерпрайсинвест», выигравший в декабре 2015 года конкурс по цене 39 млн рублей. Этот выбор будет сделан «на основании анализа наиболее выгодных экономических решений», причем он будет согласован с «Водоканалом». При этом на предприятии подтверждают, что получили письмо из комитета по энергетике, в котором предлагается применить иностранный трубопровод. Но не уточняют, будут ли выполнять это предложение.
«Подрядчик должен сам выбирать материал, который он будет использовать. Любой здравомыслящий подрядчик будет искать продукт не ниже определенного качества и по минимальным ценам. Казалось бы, никаких сложностей нет, но из комитета, по сути, дается указание, что нужно взять именно эту иностранную продукцию, — интерпретирует Угрюмов. — Поэтому я не исключаю, что если стоимость труб превысит сметные расчеты, "Водоканал" закупит их за свой счет и передаст подрядчику».
Угрюмов обращает внимание на то, что возможности российских производителей намного выше их фактических заказов. Например, крупнейший российский поставщик трубопроводов (и единственный в сфере поставки чугунных труб) — липецкий завод «Свободный сокол» (бывший Липецкий металлургический завод) — при мощности 300 тыс. тонн в год едва продает лишь 60 тыс. тонн. То есть его возможности используются лишь на 20%. В Петербург «Свободный сокол» поставляет ежегодно около 2,5 тыс. тонн труб (это в районе 10 км труб при ежегодной замене «Водоканалом» около 40 км).
Директор одного из предприятий, поставляющих трубы, впрочем, не видит ничего страшного в эксперименте Смольного. «Разговоры о том, какие трубы ставить, ведутся с момента создания самого "Водоканала". Пять-шесть лет назад был бум стеклопластика, который пришел на смену стальным трубам, но оказалось, что он колется и его тяжело ставить по технологии. Теперь эпоха чугунных труб, которые могут по 100 – 150 лет стоять. Что такое 39 миллионов? Это, грубо говоря, 100 метров, вообще ни о чем. Я бы не стал так беспокоиться, это пока всего лишь эксперимент», — считает он.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»