На Малой Конюшенной петербургские оппозиционеры выступили в защиту украинки Надежды Савченко, а заодно и пытались рассказать петербуржцам о том, кто она такая. Некоторые, впрочем, уже были в курсе.
В день последнего слова бойца батальона "Айдар" Надежды Савченко в Петербурге несогласные с судом над ней вышли на акцию. Протестующих в центре города собралось несколько десятков, большинство прохожих не стремились их поддержать.
Перед окончанием суда над Надеждой Савченко на Украине, а также в России – в Москве и Петербурге – прошли акции поддержки украинки. 8 марта полиция задержала 35 человек на Триумфальной площади в столице РФ, а 9 марта – 11 в городе на Неве. Всего же на Малую Конюшенную улицу, по разным оценкам, вышло от 50 до 100 человек, не считающих Савченко убийцей. Почти все их лица знакомы тем, кто бывает на демократических протестных акциях. При этом средний возраст собравшихся явно и намного превышал студенческий.
Названный "народным" сход начался под памятником Гоголю, где ветеран оппозиции Петербурга пенсионер Степаныч развернул плакат в защиту украинки. Полиция реагировала медленно, хоть стражей порядка и приехало по количеству в 10 раз больше, чем участников манифестации. Команды на задержание поступили лишь через 40 минут после начала мероприятия. Несмотря на отсутствие «экшена», акция привлекала внимание прохожих и туристов.
«Что это?» – остановились мама с уже повзрослевшей дочкой, одергивая за рукав полицейского. «Ничего, проходите», – ответил он, а они в замешательстве не тронулись с места. «Здесь несанкционированный митинг в защиту Савченко», – подхожу и отвечаю вместо стража порядка. «Ясно.. Ну мы пойдем», – решают они. «Вы знаете, кто это?» – уточняю. «Нет, но лучше уйти», – тянут они друг друга. «Правильно, нечего тут делать», – одобряет подслушавший полицейский.
В это время на Малой Конюшенной улице появляются активисты Национального освободительного движения вместе с гееборцем Тимуром Исаевым. Между защитниками и противниками Савченко начинается перепалка, стороны посылают друг друга на Колыму, обвиняют в зомбировании и пропаганде.
Правоохранители, тем временем, уводят в полицейские автобусы людей с плакатами, которые якобы стояли друг от друга слишком близко и нарушали правила одиночных пикетов. Толпа кричит: «Позор!»
За задержанием равнодушно наблюдают мужчина с женщиной лет 40 и парнишка лет 10. «Вы участвуете в акции?» – «Нет, мы наблюдаем, как вы страну разрушаете», – резко отвечает мужчина. «Почему вы думаете, что происходящее называется именно так? Вы знаете, кто такая Савченко?» – уточняю у него. «Кто такая – знаю, думаю, что ее надо судить, есть ведь уголовное дело, которое расследовали. А это вот терпеть не могу, эту либеральную политику, когда страну разрушают внешние силы», – зло отвечает мужчина в пуховике, его семья поддакивает. Оказывается, что они приехали в Петербург из Вологды туристами и, прогуливаясь вечером по Невскому, наткнулись на акцию.
Пока вологжане волнуются о судьбе Родины, полиция приступает к задержаниям уже и противников Савченко. Первым в автозак ведут Тимура Исаева, стоявшего с флагом в цвет георгиевской ленточки. Акционисты хлопают, кто-то, то ли не разобравшись, то ли в знак солидарности, кричит о позоре и свободе.
«А что здесь происходит?» – студенты университета имени Герцена останавливаются, засмотревшись на картину хаотичной акции. «Савченко поддерживают», – отвечает кто-то пробегающий мимо. «Надо хоть загуглить, что это за Савченко, – девушка бегло читает с телефона новости об украинке. Делает вывод и делится им с другом: – Ну судят и судят, смертной казни-то у нас нет. Пойдем посмотрим, там кого-то винтят».
Они уходят, на их месте оказываются мужчина и женщина в возрасте, смотрят на происходящее молча. Жду вопроса, не дожидаясь, спрашиваю сама: «Вы знаете, что здесь происходит и кто такая Савченко?» Они кивают, нехотя сознаются, что поддерживают и акцию, и Савченко. «Она невиновна, доказательств нет. Ее нужно отпустить», – объясняют прохожие. Спустя несколько минут уходят и они: спешат домой с работы, из Эрмитажа.
Следующей подходит женщина низкого роста в брезентовой куртке, ей хочется поговорить — про Савченко участники акции ей уже рассказали. «Я в этой ситуации за Россию. У меня сын инвалид, я домохозяйка, вечерами гуляю и случайно здесь оказалась. Когда все закончится, Россия, Украина и Америка будут дружить. А сейчас надо утихомирить соседей. Но эти, с Донбасса, мне не нравятся, с 2014 года стали приходить и требовать, чтобы их ставили на учет по инвалидности, всю очередь в поликлинике занимают», – делится она.
Захожу погреться в находящийся рядом банк, его сотрудник, закончив помогать клиенту с банкоматом, засматривается через витрину на улицу. «Это просто сегодня «Зенит» с «Бенфикой» играют», – уверенно и равнодушно говорит он, еще секунду рассматривает украинские флаги на плечах у активистов и вновь уходит в работу.
Спустя полчаса замерзшие активисты расходятся, полицейские на всякий случай еще патрулируют Невский.
Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"
Для справки:
Штурман ВВС Украины старший лейтенант Надежда Савченко, она же боец добровольческого отряда "Айдар", обвиняется как пособница в убийстве корреспондентов ВГТРК Антона Волошина и Игоря Корнелюка. По версии следствия, 17 июня 2014 года она, выполняя функции корректировщика огня, передала украинским миномётчикам координаты российских журналистов. После этого, утверждает следствие, Савченко была задержана бойцами ЛНР. Но бойцы, по версии обвинения, задержанную отпустили. И тогда она, заявляет следствие, под видом простой украинской беженки, не снимая военной формы, перебралась на территорию России. Где была задержана обычными сотрудниками ДПС. Поэтому помимо пособничества в убийстве ей вменяется незаконное пересечение границы. По версии защиты, Савченко не переходила границу, а была похищена на территории Украины комбатантами из самопровозглашённой ЛНР, которые затем насильно вывезли её в Россию. Причём произошло это якобы за час с лишним до гибели журналистов.