В 2018 году в центре Петербурга нельзя будет оставить машину бесплатно. К этому времени по 500 адресам в трех районах создадут 50 тысяч платных парковочных мест, что превышает аппетиты столичных властей. «Фонтанка» узнала каждый из адресов и нанесла на карту.
В распоряжении «Фонтанки» оказался проект адресного перечня платных парковок, судя по которому Петербург обгонит Москву по их количеству. К 2018 году парковочную зону у нас расширят до 50 тысяч, в то время как сейчас в столице их 44 тысячи. В Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах бесплатных мест для стоянки практически не останется. В игре – банк ВТБ.
В адресном перечне 496 адресов, это около 49 тыс. парковочных мест, включая 3 тыс. мест в Центральном районе, где уже работает платная парковка (на 27 улицах, расположенных в границах области, ограниченной Лиговским проспектом, Невским, набережной реки Фонтанки и Кирочной улицей).
Чтобы перечислить улицы, которые не попали в перечень, хватит пальцев рук. Василеостровский район не попал в программу, поскольку в Смольном решили создавать там парковочные места только после окончания чемпионата мира по футболу, который должен пройти на стадионе Крестовского острова в 2018 году.
Зоны платной парковки мы отметили на интерактивной карте:
Проектирование 46 тысяч парковочных мест, как пояснили «Фонтанке» в Смольном, должно пройти в 2016 году, а в 2017-2018 годах их создадут.
Как можно судить по карте, в Центральном и Адмиралтейском районах через два года практически не останется бесплатных мест для парковки. Можно с уверенностью сказать, что там в платную зону войдет больше 99% дорог, и свободные места искать будет уже негде.
В зону Центрального и Адмиралтейского районов вошли практически все участки набережных (Фонтанки, Мойки, Грибоедова, Крюкова канала, реки Пряжки), почти все площади (Дворцовая, Александра Невского, Исаакиевская площадь, Тургенева и другие). Однако точное место парковок на площадях в адресном перечне не обозначено, поэтому на карте они отмечены предположительно. То же самое касается улиц и проспектов — неизвестно, например, на какой именно стороне Староневского проспекта появится платная парковка. Отметим также, что сам адресный перечень еще не утвержден и его содержание может быть незначительно скорректировано.
В зону парковок Петроградского района попали все ключевые дороги на всем их протяжении — Каменноостровский проспект, Большой проспект, проспект Медиков, Левашовский проспект, Большая Пушкарская улица, проспект Добролюбова, Кронверкский проспект и др. Оказались в нем и все набережные — Петровская, Петроградская, Аптекарская, Песочная, Адмирала Лазарева, Ждановская, а также набережные Карповки. В перечень попала даже дорога в Александровском парке (у «Мюзик-холла»), тротуары у станций метро «Спортивная» и «Чкаловская».
К 2018 году сбудется мечта главных идеологов платных парковок — пилотная зона Центрального района расширится настолько, что поиск свободных мест станет невозможен. Сейчас водители избегают платных парковок и стараются найти бесплатное место. В связи с этим загруженность существующего парковочного пространства по итогам полугода (с 3 сентября 2015 по 3 марта 2016 года) составила всего 35,2% — около 3,8 млн парковочных сессий, в том числе 1,7 млн — в платное время в будние дни, 685 тыс. — в платное время в выходные.
Дополнительным источником недозагруженности машино-мест является отсутствие соглашения Смольного с МВД, которое позволило бы Городскому центру управления парковками Санкт-Петербурга присылать водителям штрафы. Как писала «Фонтанка» еще в октябре 2015 года, работники Городского центра лишь собирают данные нарушителей (госномер, марка автомобиля и место нарушения), но получить их персональные данные (адрес прописки) можно только в полиции, которая отказывается их давать из-за того, что между городским правительством и МВД отсутствует соответствующее соглашение.
Дополнительным источником недовольства местной полиции является то, что планируемая зона расширения парковок в Центральном районе (около 9 тыс. мест) охватывает расположение подразделений полиции, ФСБ, ФСИН и других правоохранительных органов. Там, приезжая на работу, паркуются их сотрудники. Правительство недавно исключило некоторые участки, чтобы пойти навстречу полиции. Такие же проблемы появятся с распространением платных парковок в Адмиралтейском и Петроградском районах.
Создание пилотной зоны на 3 тыс. машино-мест обошлось Смольному примерно в 300 млн рублей. Появление еще 46 тыс. в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах может обойтись в 4,5 млрд рублей. Но в Смольном даже примерных цифр пока не называют. «Фонтанке» известно лишь, что к финансированию по схеме ГЧП будет привлечен банк ВТБ. Причем кредитная организация видит свое участие только в том случае, если общее количество платных парковок в четырех районах составит не 60 тыс. машино-мест (как планировал Смольный), а 70 тыс. Также банк хочет принять участие в создании и эксплуатации других видов парковок, в частности — перехватывающих, которые бесплатны только днем и только если водитель воспользуется общественным транспортом.
Концепция создания, содержания и ремонта Единого городского парковочного пространства была написана комитетом по инвестициям еще в 2015 году. По информации «Фонтанки», сейчас она корректируется в связи со вступлением 1 января 2016 года в силу закона № 224 «О ГЧП...» Дело в том, что закон позволяет чиновникам партнерствовать с предпринимателями только в случае, если их совместный проект включает в себя объекты капитального строительства. Чтобы создаваемое сейчас концессионное соглашение соответствовало этому требованию, концепцию пополняют новыми видами парковок, в том числе крытых. Документ должны поменять к 15 марта, вскоре после этого его утвердят.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»