Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Петербурга обратился в Министерство культуры с просьбой разъяснить, возможно ли завершить надгробие художника Михаила Врубеля на Новодевичьем кладбище и установить скульптуру на исторический постамент, рассказал «Фонтанке» зампред комитета Александр Леонтьев.
С инициативой завершения памятника выступила организация «Помним всех поименно». По ее заказу проект разработала студия «Литейная часть – 91». Архитектором выступил Рафаэль Даянов, скульптором – Максим Ведерников.
Новодевичье кладбище на Московском проспекте – памятник федерального значения. И установка новых монументальных произведений в границах таких территорий находится в ведении Минкультуры, поясняют в КГИОП. Сама организация в начале марта также обратилась в Минкультуры за разъяснениями, рассказала ее президент Галина Савельева.
В 1913 году, после смерти художника и его жены, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, на Новодевичьем кладбище было установлено основание из темно-серого полированного гранита. Сам памятник выполнить не успели из-за начавшейся Первой мировой войны.
Тем не менее в 1970-х Главное управление культуры Ленгорисполкома планировало завершить надгробие. Заказчиком работ должен был выступить Спецтрест УПКО, в ведении которого находилось Новодевичье кладбище. Тогда решили использовать проект Леонида Шервуда, выполненый в 1917 году по заказу сестры художника Анны Врубель. Гипсовая модель скульптуры и документация хранятся в Русском музее. Однако в 1975-м музей отказался предоставить экспонат для формовки памятника. И решение так и не было исполнено.
Проект Леонида Шервуда невозможно использовать для завершения памятника, уверена Галина Савельева. По ее словам, скульптор не успел закончить работу и предназначалась она не для Новодевичьего кладбища, а для другого места. В 1930-х захоронение Врубеля планировали перенести на Литераторские мостки или в Александро-Невскую лавру, говорит Галина Савельева. Именно поэтому организация приняла решение разработать новый проект и завершить надгробие спустя 106 лет после смерти художника.