Из-за бессолевой технологии уборки снега к весне на дорогах скопилось больше песка, чем обычно. Жители жалуются на пыльные бури, хотя коммунальщики начали мытье улиц на месяц раньше обычного
Жалобы на пыльные бури – такая же верная примета конца зимы, как увеличение продолжительности дня или вынырнувшие из-под снега памятники вечной дружбы между человеком и собакой. Традиционно гневные настроения горожан подтверждают и опросы «Фонтанки». Большинство читателей из трех вариантов ответа выбирают самый радикальный: «На улице просто кошмар».
«Работаю в Выборгском районе. Здесь улицы вообще не убирают, клубы пыли по 3 метра, дышать нечем. Каждый раз после улицы ощущение, что работал где-то на руднике», – обратился к «Фонтанке» читатель Павел Пуздряк, приложив к письму фотографию Учебного переулка, действительно покрытого густым слоем пыли.
Читательница Елена Гордиенко опубликовала фотографии Северного проспекта на участке от Гражданского проспекта до улицы Софьи Ковалевской. Если бы не российские номера, то можно было бы подумать, что речь идет о египетской пустыне.
Сложнее всего в такой ситуации астматикам и аллергикам.
«Третий день умираю от аллергии, ничего не помогает, ни капли, ни таблетки. Такого раньше не было. Красногвардейский район – просто огромное количество пыли», – написала «ВКонтакте» перетружена Мария Савельева.
Впрочем, примерно пятая часть опрошенных просит не паниковать: кому-то кажется, что грязи не так много, а другие считают, что она неизбежно будет появляться весной. «Не вижу ничего особенного: никаких пылевых и песчаных бурь нет. Кусты вдоль дорог пыльные, пока не было дождя», – считает жительница Петербурга Софья Прозорова. «Травы еще нет, дождя не было, вы бы еще на солнце пожаловались, что так слепит», – иронизирует Станислав Носков.
Противоречивые данные дают и результаты замеров. Активисты движения «Красивый Петербурге» собрали на 1 кв.м. проезжей части в Красносельском районе 420 граммов смёта. То есть смеси пыли, грязи и мелкого мусора. «Измерения проводились в окололотковой зоне дороги, т. е. в 50 см от поребрика. Норматив допускает не более 30 граммов. Таким образом, можно сделать вывод о превышении уровня загрязнения в 14 раз», – говорится в сообщении общественной организации.
А вот комитет по природопользованию, наоборот, не видит никаких превышений. Согласно отчету об экологической ситуации в городе с 17 по 24 марта, уровень взвешенных частиц в атмосфере города составляет 0,2 от предельно допустимой концентрации. Замеры производятся на 22 автоматических станциях по всему городу.
Хотя песка на улицах города действительно должно быть больше, чем обычно. Это связно с тем, что зимой 2015/2016 годов комитет по благоустройству решил пойти на эксперимент и минимизировал использование соли. Если в прошлую зиму для растопки снега было использовано 95,7 тысяч тонн натрий хлора, то в последнюю – только 20 тысяч. При этом совокупная высота выпавшего снега была примерно одинаковой – около 96 см.
Вместо того, чтобы накрывать снег ковровыми соляными бомбардировками, дорожные предприятия постоянно прометали улицы. Для того, чтобы улицы не превратились в каток, использовалась пескосоляная смесь, в которой соли – не более 10%. Всего за прошедшую зиму на улицы и тротуары высыпали 72,1 тысячу тонн такой смеси, что на 13 тысяч больше, чем в 2014/2015 годах.
Однако в комитет по благоустройству подчеркивают, что значительная доля этого излишнего песка давно убрана. «В прошлом году на снегоплавильные пункты Водоканала было вывезено 600 тысяч тонн снега, в этом – около 1,5 млн. Вместе со снежными массами ушла и часть песка», – уверены в ведомстве.
Кроме того, в Смольном постоянно подчеркивают, что в этом году пошли на еще один эксперимент. Обычно массовая кампания по мытью улиц начинается тогда, когда на улицах устанавливается стабильная плюсовая температура. Причем выше ноля должно быть не только днем, но и ночью. Однако в этом году было решено развернуть фронт борьбы против пыли сразу же после того, как дневная температура перевалит в положительную часть термометра. Первые машины-пылесосы вышли на улицы города уже 2 марта, а затем началось мытье проезжей части с помощью соляного раствора: вода в условиях нестабильной температуры быстро превратила бы город в один большой каток. Переход на воду запланирован на конец марта.
«С начала марта вывезено уже 4,2 тысячи тонн мусора и смёта. В среднем в день работают около 500 единиц техники и 800-900 специалистов ручного труда», – рапортуют в комитете по благоустройству.
Хотя недовольных граждан эти цифры только злят. Успокоить их попыталась петербурженка Юлия Свередюк, которая написала опросе «Фонтанки» «ВКонтакте» запись в стиле «А где-то гораздо хуже». «У меня создается впечатление, что я единственный человек, который не видит никакого ужаса. Возможно, потому что выросла в степном крае, где пыль – это норма, и ее гораздо больше», – смело заявила она.
Впрочем, некоторые районы города, судя по фотографиям читателей, на время действительно превратились в степь.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»