Большинство как уже состоявшихся, так и потенциальных покупателей квартир волнует вопрос: не снизят ли застройщики в кризис темпы строительства детских садов и школ.
Инфраструктура строящихся проектов становится важным конкурентным преимуществом. В исследованиях покупательских предпочтений этот критерий сегодня занимает второе место после стоимости квартиры. Застройщики уверяют: кризис не влияет на планы по строительству детских садов и школ.
Без паники
На самом деле повода для беспокойства у будущих новоселов нет. Прежде всего, сами застройщики понимают, что сегодня наличие социальных объектов на территории жилого комплекса существенно увеличивает привлекательность проекта для покупателей.
Все опрошенные нами участники рынка заявили, что экономическая ситуация никак не повлияла на выполнение обязательств по строительству «социалки»: все, что обещано, строится, и от возведения жилых домов не отстает. Причем это касается как докризисных проектов, так и объектов, выведенных на рынок совсем недавно.
Так, компания Setl Сity уже ввела в эксплуатацию два детских сада и школу в проекте комфорткласса «Семь столиц» в Кудрово, три детских сада в проекте комфорткласса GreenЛандия у станции метро «Девяткино», а также детский сад в рамках проекта высокого класса Riverside на Ушаковской набережной.
В компании «Строительный трест» не предполагается переноса сроков строительства как новых объектов, так и следующих очередей текущих проектов, а значит, не предвидится и корректировки сроков возведения объектов социальной инфраструктуры.
В ГК «Эталон» сообщили, что компания всегда выполняет взятые на себя обязательства в полной мере и в срок. Это относится и к строительству социальных объектов.
Не сказался кризис на планах по строительству объектов инфраструктуры в жилых комплексах «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». Как и прежде, застройщик закладывает в свои проекты большой объем нежилых площадей, в которых смогут разместиться магазины, предприятия общепита и сферы услуг. Это в полной мере касается и вышедших в продажу уже в кризисном году жилых комплексов «Паруса» и «Цивилизация». Кстати, в последнем на формирование инфраструктуры компания выделила 23 тысячи квадратных метров, хотя проект реализуется в обжитом районе Санкт-Петербурга.
Четко по плану возводит объекты социальной и коммерческой инфраструктуры компания «ЮИТ Санкт-Петербург». В компании заявили, что это принципиальная позиция, которая определяется общим подходом к реализации всех проектов. «Мы стремимся создавать действительно комфортную жилую среду, пунктуально выполняя при этом все обязательства перед клиентами», – добавил директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев.
Общими усилиями
Уверенности в том, что все свои обязательства застройщики выполнят, добавляют совместные программы с городскими и областными властями. С 2013 года в Ленинградской области работает программа «Социальные объекты в обмен на налоги», по которой уже построен и передан муниципальным властям ряд садиков и школ. Первым застройщиком, аккредитованным правительством Ленинградской области в рамках этой программы, стала компания Setl City. «В сентябре 2015 года мы подписали с губернатором Ленобласти первую в Ленинградской области «Дорожную карту» по передаче общеобразовательной школы муниципальному образованию от застройщика. Школа уже полностью передана, и примет первых учеников в сентябре этого года», – говорит генеральный директор компании Setl City Илья Еременко.
В Петербурге застройщики также активно возводят объекты социальной инфраструктуры. Например, компания «ЮИТ Санкт-Петербург» построит и передаст городу три детских сада, которые появятся на территории комплекса «Смольный проспект», строящегося в Центральном районе Санкт-Петербурга, вблизи ансамбля Смольного собора. Школы и детские сады создаются компанией по соглашению с городом также и в «Новоорловском». Также компания заказала разработку, оплатила и передала в дар городу проектную документацию для строительства Суздальского шоссе (протяженностью 3, 5 км, на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку), проходящего рядом с территорией своего жилого комплекса «Новоорловский». Движение по новой магистрали и двум виадукам (через железнодорожные пути и Выборгское шоссе) открылось в декабре 2015 года.
Джентльменский набор
Сегодня покупатели строящегося жилья более критично подходят к объекту покупки. И не довольствуются фразой «развитая инфраструктура», а выясняют, что именно входит в это понятие.
«Современный жилой комплекс комфорткласса должен быть продуман до мелочей. Это удобные выезды с территории комплекса, наличие паркингов и гостевых парковок, хорошо оснащенные детские и спортивные площадки, социальная и коммерческая инфраструктура. Служба консьержей, огороженные мусорные зоны, закрытая территория комплекса – все это делает жизнь людей комфортной», – говорит директор Департамента корпоративных коммуникаций Группы компаний «Эталон» Михаил Духовный.
Планируя жилую среду в своих проектах, девелоперы все чаще ориентируются на потребности покупателей и не ограничиваются рамками нормативных требований к инфраструктуре. «Помимо создания обязательных социальных и коммерческих объектов мы, например, предусматриваем рядом с домами множество полезных и интересных элементов благоустройства. В новых кварталах расположатся многочисленные площадки для отдыха и спорта, детские игровые комплексы с оборудованием ведущего финского производителя Lappset. Повышенное внимание мы уделяем созданию удобных прогулочных зон, велосипедных и роллерных дорожек, не забыв, естественно, и о велопарковках рядом со зданиями. Предусмотрены в комплексе «Новоорловский» даже специальные площадки для выгула собак – весьма редкий элемент для российского рынка», – рассказал Максим Соболев.
Нестандартно к благоустройству как внутри комплекса, так и прилегающей к нему территории подходят в «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». «В прошлом году наша компания даже провела международный конкурс среди ландшафтных дизайнеров на лучший проект благоустройства территории, прилегающей к «Новой Охте» в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга», – говорит региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе Юлия Ружицкая. По ее словам, компания в обязательном порядке проводит комплексное благоустройство как внутри комплекса, так и на прилегающей к нему территории, а также предусматривает наземные и подземные паркинги, освобождающие внутридомовую территорию от автомобилей жильцов.
Зависимость от формата
Надо понимать, что объем и разнообразие инфраструктуры в жилом проекте зависит от его местоположения. Причем, нахождение дома в обжитом районе еще не гарантирует, что новосел сможет воспользоваться всеми его социальными благами. Так, детский сад, расположенный в зоне досягаемости, может быть переполнен, а размер парковки, удовлетворявший потребности жильцов еще пару лет назад, сегодня оказывается ничтожно малым.
«Стоит отличать точечные проекты жилой застройки в черте города и проекты комплексного освоения, которые в основном реализуются на территории Ленинградской области. Зачастую при точечной застройке внутри уже сформированного района создание дополнительной инфраструктуры порой невозможно в силу ограниченности земельного участка. Проекты комплексного освоения позволяют реализовать качественный востребованный проект, включающий в себя коммерческие, социальные и досуговые объекты», – говорит директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов.
Именно по такому пути создания комплексной инфраструктуры, по его словам, идет новый проект NEWПИТЕР, который «Строительный трест» возводит на южной границе Петербурга и области, в поселке Новоселье. Только в рамках первого этапа строительства проекта, помимо 28 жилых домов, будут построены: две общеобразовательные школы, четыре детских сада, фитнес-центр с бассейном, два офисно-торговых здания, паркинги, предполагающие наличие отдельного машино-места для каждой квартиры.
С коллегой солидарен Максим Соболев: «Благодаря тому, что, например, новые кварталы комплексов «Новоорловский» в Приморском районе и INKERI в городе Пушкине мы создаем на достаточно крупных и не застраивавшихся ранее территориях, то у нас есть возможность уже на начальной стадии проекта системно продумать все аспекты. И требуемое функциональное назначение объектов, и их оптимальные объемы, и удобное расположение в пространстве комплекса».
Екатерина Дмитриева, для «Фонтанки.ру»