Автобусный маршрут Петербург - Пушкин доказывает, что для работы в Петербурге не нужно выигрывать конкурсы. Не зарегистрированный в Комитете по транспорту перевозчик не прячется, но его “не могут” поймать десять лет. В причинах парадокса разбиралась “Фонтанка”.
Пока городские автотранспортные предприятия бьются на конкурсах за право обслуживать регулярные маршруты, в Пушкине всё спокойно. ООО «АТП № 1» без всяких конкурсных процедур возит пассажиров и не переживает, успешно отбиваясь от редких контролеров в арбитражных судах.
Как показывает опыт ООО «АТП № 1», конкурсы Комитета по транспорту на право работать на социальных и коммерческих маршрутах – ерунда и пережиток, без которых можно обойтись. Более десяти лет микроавтобусы возят пассажиров из Петербурга в Пушкин и Павловск, выламываясь из общей схемы: компания не входит в официальный список перевозчиков, её маршруты отсутствуют в городском перечне, но за годы никто не смог ей помешать.
Маршруты К-545 (Петербург – Пушкин), К-190 («Звездная» – Шушары), К-174 («Купчино» – Шушары) отсутствуют в перечне маршрутов городского транспорта администрации Петербурга. Но они, безусловно, существуют. На них постоянно работают около 60 микроавтобусов. Они не прячутся: на каждой машине наклейка «АТП-1», в салоне – заверенный печатью компании прейскурант. Если попросить, водитель даже выдаст контрольный билет с ценой поездки, ИНН и порядковым номером.
Комитет по транспорту считает, что это неправильно: «ООО «АТП № 1» нарушает Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – ответили в комитете на запрос «Фонтанки». Рейды в Пушкинском районе регулярно проводятся, протоколы составляются, виновные к ответственности привлекаются.
Мнение регионального управления Ространснадзора: «Вышеуказанный перевозчик на сегодняшний день является «нелегальным», Ространснадзор «не рекомендует» пользоваться его транспортными услугами. В 2016 году проводились проверки, выявлены нарушения лицензионных требований, составлены протоколы, микроавтобусы помещены на спецплощадки.
Насколько действенны меры, хорошо видно на любой остановке южного направления. Для примера – на Витебском проспекте у станции метро «Купчино» был замечен один автобус легального перевозчика и четыре готовых к выезду в Пушкин маршрутки ООО «АТП № 1» с табличками «К-545», каковой вид маршрута в официальном перечне отсутствует и как бы не существует.
Парадокс: судя по открытым данным арбитражной практики, Комитет по транспорту не прав. По данным открытого интернет-сервиса арбитражных судов, в 2015 году «АТП № 1» успешно отразил атаку комитета, пытавшегося привлечь предприятие к ответственности за перевозку пассажиров без договора, заключенного в соответствии с городским законом «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», ссылаясь на постановление Санкт-Петербургского городского суда, установившего, что городской закон вторгается в сферу федерального законодательства. Отказал арбитражный суд и региональному подразделению Ространснадзора, которое хотело вменить четвертую часть статьи 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных условий), пусть и по формальному основанию пропуска процессуального срока.
Ни одного случая привлечения «АТП № 1» к ответственности городскими властями на сайте арбитражного суда не нашлось.
«Фонтанка» спросила о секрете успеха генерального директора «АТП № 1» Дмитрия Долбешкина:
- Как вам удается присутствовать на рынке без договора с городом?
– Это нам не мешает. Конкурс делается, чтобы устроить передел на рынке перевозок, включаются организации, которые и не должны бы участвовать, но они иногда выигрывают. Пока нет такого законодательства, которое мешало бы нам работать без договора с городской администрацией. Недавно мы выиграли суд у Комитета по транспорту, сейчас идет такой же суд с Ространснадзором, который занимается теми же безобразиями. Его мы тоже выиграем. И мы такие не одни.
- Такие – одни. У вас на маршрутах работают около 60 микроавтобусов, это масштаб.
– Мы не только самые масштабные, мы ещё и самые злобные. Такие, которые с властью умудряются судиться и выигрывать.
- Хотя бы раз город смог привлечь вас к ответственности?
– К ответственности? Нет, ни одного. Всё время пытаются, составляют протоколы, но приходит время, и решения отменяются, мы всё оспариваем и выигрываем в судах. Поэтому и работаем. Мы стараемся работать законно, поэтому судимся и выигрываем. Ряд организаций имеют на нас зуб, но сделать не могут ничего.
Вопросы финансовой отчетности компании Дмитрий Долбешкин обсуждать отказался, сославшись, что «это слишком сложный вопрос». Последняя информация о финансовых результатах «АТП №1» в системе «СПАРК» присутствует за 2014 год, и она показательна: выручка, за вычетом НДС, составила 950 тысяч рублей, чистый доход – 15 тысяч рублей. Калькулятор показывает несколько другие суммы при примерном подсчете дохода от пятидесяти – шестидесяти маршруток, перевозящих пассажиров по 30 – 40 рублей за поездку.
Предположив иной ресурс, кроме грамотно выстроенной правовой позиции, «Фонтанка» присмотрелась к собственнику и руководителю «АТП № 1», но особых возможностей не увидела. И Дмитрий Долбешкин, и единственный собственник предприятия Жанна Тамарова – выходцы из «Царскосельского транспортного предприятия» авторитетного в Пушкине коммерсанта и бывшего муниципального депутата Константина Федорова, но, как заверяет Долбешкин, «на данный момент» Федоров никакого отношения к «АТП № 1» не имеет. Наверное, это действительно так, тем более что в 2013 году Тамарова через суд взыскивала с Федорова долг, что вряд ли уместно между хорошими партнерами.
Предположение, что бизнесу мог способствовать супруг Жанны Тамаровой, проходящий службу в пушкинской полиции, тоже не выдерживает критики: офицер на скромной должности в районном ОВД – не та фигура, чтобы остановить проверяющих и контролирующих при наличии политической воли. Десять лет назад, когда структура «нелегальных» перевозок разворачивалась, он и вовсе служил в патрульно-постовой службе, что не соответствует масштабу возможной «крыши».
В чем секрет неуязвимости «АТП № 1» – загадка. Если их единственный щит – грамотная правовая позиция, то непонятно, почему в центре Петербурга нет подобной практики, а на других пригородных направлениях нелегальные перевозки если и имеют место, то в мизерных, по сравнению с югом, объемах.
Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, в которую входят ГУП "Пассажиравтотранс", ОАО "Третий парк", ООО "ПИТЕРАВТО", ООО "Вест-Сервис", ООО "Пальмира" и ООО "Петербургская транспортная компания", Василий Киселев удивляется, почему при сегодняшнем положении вещей «неформальные» перевозчики не выжили легальных: «Пока у нас легальный перевозчик в роли избитого младенца, я вообще удивляюсь, почему нелегальные перевозчики нас не задушили. На пару с администрацией».
Переломить ситуацию, полагает Киселев, возможно не столько репрессивными мерами, сколько организационными: «Основной упор борьбы – организация легальных перевозок таким образом, чтобы перевозчику было выгодно работать на маршрутах большими автобусами с маленькими интервалами. Тогда мы закрываем лазейку для нелегалов, которые стараются посадить большое количество людей в маленький автобус, сорвать куш и уехать. Пассажирам наплевать. Это город должен создать условия, максимально приближенные к потребителю, чтобы он не пользовался этими непрезентабельными транспортными средствами».
Комитет по транспорту предполагает успех в июле, когда начнет действовать новая правовая норма: «15 июля вступит в силу ст. 11.33 КоАП РФ, в том числе часть 4 этой статьи: «Использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»