Георгий Полтавченко обратился к депутатам ЗакСа в последний раз перед выборами в Законодательное собрание. Парламентарии старались не спать и не задавать острых вопросов.
Георгий Полтавченко пришёл в Законодательное собрание со своим последним отчетом перед 5-м депутатским созывом – следующая встреча будет уже в другом составе. Он говорил в два раза дольше, нежели обычно. Некоторые уснули.
К приезду Георгия Полтавченко в Мариинский дворец 13 апреля начали готовиться за несколько дней: у здания парламента телевизионщики тестировали технику, уборщики натирали до блеска паркет, депутаты обсуждали, чем интересоваться у градоначальника. Полтавченко, показывая пример пунктуальности, приехал в парламент за полчаса до выступления. Его приветственно встретил спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Обменявшись любезностями в окружении свиты, они сели в лифт, ведущий к входу в кабинет Макарова, и больше публике до начала заседания не показывались.
Пока Вячеслав Макаров оказывал гостеприимство Георгию Полтавченко, чиновники Смольного в залах дворца вели светские беседы с депутатами. Вице-губернатор Игорь Албин улыбался яблочнику Борису Вишневскому, бывший ЛДПРовец – глава комитета по культуре Константин Сухенко что-то рассказывал советнику Макарова, глава комитета по молодежной политике Рената Абдулина была занята разговором с лидером Молодой гвардии «Единой России» Михаилом Черепановым.
В 11 часов журналистов попросили пройти на боковой балкон и отойти от ограждений, чтобы не угрожать безопасности градоначальника, свиты и депутатов. Муниципалов и рядовых чиновников комитетов, имеющих специальное приглашение, отправили в центральную ложу. Членов правительства усадили в президиум. Все гости были при галстуках, дамы – в платьях. Из зрителей выделялись лишь представители конфессий, не ставшие изменять религиозным предпочтениям в одеждах даже в Законодательном собрании.
Губернатор начал речь с цифр: город живёт по средствам, а не выживает. План по доходам перевыполнен на 9 процентов, расходная часть бюджета исполнена на 95 процентов. Показатель смертности снизился, а рождаемость выросла. Туристы приезжают (6,5 млн за прошлый год ). Город притягивает к себе – наверняка, живи Чехов сегодня, его 3 сестры рвались бы не в Москву, а в Петербург, предположил губернатор. Все хорошо, по данным Полтавченко, и с экологией: за пять лет уровень очистки сточных вод в Петербурге увеличился с 93 до 98,5%, а горожане стали ответственней – удельное потребление холодной воды в городе за те же годы уменьшилось на 31%.
Средняя зарплата, уверен губернатор, в Петербурге увеличилась. В детские сады очередей нет, с зачислением в школы все спокойно. 28 средних учебных учреждений вошли в российский топ-500, при том, что город является единственным в стране, где учатся в одну смену.
Спортом в Северной столице занимается 1,5 млн человек, а вскоре будет ещё больше - в ближайшее время будет реализовано повсеместное введение сдачи норм ГТО.
Износ сетей снизился с 49 процентов до 43-х. А жалоб на протечки крыш стало в 9 раз меньше. Искренне удивился губернатор, что за уборку снега власти хвалили, и напомнил, что город почти не подсаливали этой зимой.
"Глухих" пробок в городе нет, в Красном Селе построят легкорельсовый трамвай, после окончания строительства ЗСД, вероятно, увеличат зону платной парковки в центре. И на самом-то деле, по данным Полтавченко, большинство горожан довольно транспортной инфраструктурой.
Доклад так успокаивал, что у некоторых депутатов закрывались глаза. Единороссу Алексею Макарову пришлось будить соседа Игоря Высоцкого. Со стороны казалось, что с трудом пытался не уснуть вице-спикер Сергей Анденко. Взбодрились законотворцы лишь тогда, когда дошла очередь до вопросов, впрочем, и их оказалось немного, и по большей части их характер был таким же успокаивающим.
Остроты смог добавить лишь Максим Резник, который начал выступление с риторического вопроса: "Много ли у вас подчиненных, которые говорят вам правду?" – а затем поинтересовался о судьбе парка 300-летия: "У ваших подчиненных нет общей позиции и данных о договоре с «Газпромом» о реализации там проектов. При этом собрано 90 тысяч подписей в защиту парка".
Губернатор, уже успевший высказаться на этот счёт, повторил: парк 300-летия изначально, в 1990-е, планировался как зелёная зона с развлекательной застройкой, и никуда от сокращения парка не уйти. Борис Вишневский попросил губернатора вынести на суд общественности концепцию развития Конюшенного ведомства. Павел Солтан обратил внимание на просадку строительной сферы и низкие темпы ввода школ и поликлиник. Вишневскому Полтавченко пообещал широкое обсуждение, Солтану – надежду на нового главу комстроя.
Вопрос от единороссов озвучил депутат Андрей Васильев. Он начал издалека: бюджет города – совместное достижение губернатора и ЗакСа, хорошо исполнен в 2015 году, но в 2016-м уже есть проблемы. "До сих пор не выдан грант газете "Вечерний Санкт-Петербург" (за её создание ратовал Вячеслав Макаров. – Прим. ред.). Комитет по социальной политике не выделил субсидии на помощь незащищенным гражданам. Не решён вопрос о подарках ветеранам к 9 Мая", – обратился Васильев к губернатору. Речь в вопросе единоросса была о насущном – по бюрократическим или политическим причинам в выборный год в Смольном тормозят с распределением денег по депутатской поправке. Впрочем, Полтавченко лишь отмахнулся: «Недостаточно просто внести изменения в бюджет, нужно ещё и изменить программы, мы сейчас этим и занимаемся, готовим постановления о порядке распределения субсидий».
Остальные депутаты продолжали благодарить губернатора, некоторые и даже после того, как тот закончил своё общение с депутатами словами: "Желаю вам и себе побольше веры в великий город и патриотизма". Так, спикер ЗакСа, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что ему не показалось, что доклад касался только побед и достижений, а острых вопросов в нем не было – на самом деле все было по делу и касалось успешного развития Петербурга, а проблемы в любом случае обсуждаются в рабочем порядке.
В кулуарах парламентарии разводили руками: "Что спрашивать, мы про Фому, а нам про Ерему". Другие настаивали: "Сейчас не то время, чтобы идти на конфронтацию. Идут переговоры, и нам пока сказали "фу".
Ксения Клочкова, "Фонтанка. Ру"