Смольный придумал, как решить проблему жителей Старопарголовского жилмассива - у «Стройтреста» нужно отсудить участок из-за внезапно выяснившихся нарушений при приватизации.
Ради спокойствия жителей Старопарголовского жилмассива власти Петербурга готовы признаться в собственных нарушениях. В поисках разрешения сложившейся ситуации, когда горожане жгут файеры и перекрывают магистрали, комитет имущественных отношений пришел к выводу, что участки рядом с Сосновкой были приватизированы незаконно. Теперь застройщик – «Строительный трест» – может лишиться проекта, в который уже вложил около полумиллиарда рублей.
Конфликт из-за застройки Старопарголовского жилмассива рядом с парком Сосновка вспыхнул осенью прошлого года. В сентябре вокруг половины квартала – 8 «немецких коттеджей» – вырос строительный забор, вставший поперек части внутренних проездов. К этому времени почти все жители домов уже получили новые квартиры.
Начало работ всполошило обитателей оставшихся коттеджей, а заодно и соседних высотных зданий. На месте 2 – 3-этажных послевоенных домиков «Строительный трест» планировал построить 20-этажный жилой комплекс. Все законно – по действующим нормам, на участке возможно строительство домов высотой до 80 метров.
Местные жители проводили в квартале митинги, перекрывали проспект Тореза и в итоге добились полномасштабной проверки. В марте этого года комитет имущественных отношений изучил законность межевания участков под домами на проспекте Тореза, 71-79.
Как выяснилось, частные лица, связанные со «Строительным трестом», начали расселять коттеджи на Тореза в 2012 году. Параллельно они приступили к оформлению в общедолевую собственность участков под зданиями. По закону собственники могут приватизировать землю безвозмездно.
В 2012-м комитет по земельным ресурсам (КЗРиЗ) сформировал первые 3 надела — под корпусами 2К и 1Е дома 73 и под домом 79, корпус 2В. Их площадь составила 3,8 тысячи кв. м. Но в марте 2015 года, за месяц до своего расформирования, комитет пересмотрел принятые решения. К участкам добавили внутренние проезды, за счет чего их площадь выросла почти на треть. А заодно оформили наделы под оставшимися пятью домами, тоже «с зачетом» внутриквартальных проездов. Всего получилось 1,8 га.
При утверждении границ участков КЗРиЗ проигнорировал мнение коллег из комитета по градостроительству и архитектуре. В их заключении значилось требование о сохранении внутриквартальных проездов. (По Градостроительному кодексу, приватизировать дороги, как и скверы или водоемы, – запрещено.) Также КГА настаивал на учете красной линии улицы Витковского, за границы которой вышел один из участков.
Мину замедленного действия под решения КЗРиЗ заложили поправки в Земельный кодекс. С 1 марта 2015 года размежевать уже застроенные кварталы можно только после согласования проекта планировки территории, то есть после проведения общественных слушаний и утверждения документа правительством. А ППТ для квартала до сих пор не разработан, а это значит, что межевание можно оспорить.
«По результатам проверки комитетом имущественных отношений будут приняты необходимые меры по признанию незаконной регистрации участков и возврату их в государственную собственность», – говорится в заключении КИО. Фактически ведомство вскрыло ошибки в работе собственных служащих — в апреле 2015 года КЗРиЗ вошел в состав комитета имущественных отношений.
Если Смольный оспорит межевание участка, проект «Строительного треста» будет – в лучшем случае – пересмотрен. А в худшем – по существующей практике, участки могут повторно приватизировать под обрез фундамента.
В компании говорят, что о проверке Смольного не знают. Формально «Строительный трест» является арендатором земли на Тореза. «Все мероприятия на земельном участке по адресу: пр. Тореза, 77, проводятся в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также Жилищным кодексом РФ. Согласно законодательству, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом, к коему относится и земельный участок и объекты благоустройства, расположенные на нем», – официально заявил застройщик.
Впрочем, проект компании уже висит на волоске. 1 апреля комиссия по землепользованию приняла решение о снижении высотности участка в 5 раз — с 80 метров до 16. То есть после принятия новых правил землепользования и застройки (ПЗЗ) на участке можно будет построить только 5-этажные дома. Хотя рядом, на Тореза, уже стоят 10 – 16-этажные здания.
Такого снижения параметров в компании не ожидали. «Наша компания приступала к разработке проекта, опираясь на действующие ПЗЗ и выданный градостроительный план, которые разрешали строить на данном земельном участке дома высотой до 80 метров. На общественных слушаниях обсуждалась возможность понижения этажности, шла речь о высоте от 30 метров и выше. Нами было разработано несколько вариантов проекта, учитывающих, в том числе, и данную поправку», – сказали в «Строительном тресте». Компания уже заявляла, что при снижении высотного норматива ниже 30 метров проект потеряет рентабельность.
Между тем с начала апреля «Строительный трест» приступил к подготовке площадки для застройки. Компания вырубила на участке деревья и частично разобрала дома. Хотя к возведению нового комплекса она пока приступить не может. В этом году застройщик четырежды обращался в Госстройнадзор за разрешением на строительство. Но каждый раз получал отказ — в связи с нарушением ограничений по максимальной высоте зданий.
Объем средств, потраченных на расселение домов, в компании не называют. Хотя ранее говорили — жителям "немецких коттеджей" было предоставлено 8,6 тысячи кв. м жилья и денежные средства, эквивалентные еще тысяче «квадратов». Даже если оценивать стоимость квадрата в 60 тысяч рублей, это более полумиллиарда рублей.
Жителей окрестных домов экономическая составляющая не смущает. Они требуют сохранить и отремонтировать коттеджи либо возвести на их месте малоэтажное жилье. «Снос коттеджей незаконен. По закону сносить дома без разрешений можно только при признании их аварийными либо самовольно построенными», – говорит депутат ЗакСа Борис Вишневский. Он обратился в прокуратуру с требованием остановить работы на участке. Даже если проект окажется для застройщика экономически неэффективным, участок можно будет превратить в зеленую зону, говорит депутат.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»