Минобороны не будет копать котлован в месте вечной стоянки «Авроры». Новому главкому ВМФ поставлена задача обойтись без лишних трат.
Об отказе проводить дноуглубительные работы у Петровской набережной членам рабочей группы по ремонту крейсера «Аврора» было заявлено в ходе совещания, прошедшего в Кронштадте 22 апреля. В Петербург накануне прибыл руководитель департамента Минобороны по обеспечению госзаказа Андрей Вернигора, которому доложили о ходе ремонтных работ.
Чем ближе срок окончания ремонтных работ на «Авроре», тем больше слухов и разговоров появляется на тему срыва торжественного возвращения крейсера к Петровской набережной. На данный момент твердо стоит на своем только Кронштадтский морской завод — к 15 июля корабль боевой славы будет готов вернуться домой. Как сообщили «Фонтанке» в комитете по вопросам законности Смольного, в ходе последнего рабочего совещания попечительского совета директор КМЗ Анатолий Белоев рассказал о готовности крейсера на 70 процентов. Эти данные он повторил и сегодня в присутствии высокопоставленного чиновника из Минобороны.
Андрею Вернигоре доложили, что в ремонтных работах, общий объем которых оценивается в 840 миллионов рублей, в настоящее время задействованы до 150 рабочих КМЗ и предприятий-контрагентов. Судостроители работают, в том числе, и в ночное время. В конце апреля крейсер на 30 суток снова заведут в док имени Велещинского, чтобы заменить донно-забортную арматуру и закончить покрасочные работы.
А вот с подготовкой места вечной стоянки все не так просто. В начале апреля в Неве стартовали было работы: специалисты взяли пробы грунта, чтобы определить класс опасности и посчитать возможный ущерб культовой для Петербурга корюшке, а через неделю в городе внепланово развели мосты, чтобы к месту стоянки прошел «спецназ вспомогательного флота» ЛенВМБ. Моряки должны были измерить глубины и понять объем извлекаемого грунта — до отметки минус 8,5 м.
Еще одной задачей было обнаружение четырех стотонных якорей, их осмотр и расчет перспективы их постановки на место. И вот здесь, по данным «Фонтанки», как раз начались сложности. Для начала не смогли обнаружить один из якорей. Как оказалось, бетонную глыбу отнесло во время ледохода на несколько метров, и, чтобы ее найти, необходимо оборудование, которого у ЛенВМБ нет. Пришлось обращаться за помощью к инженерам-гидрографам частной компании «Фертоинг», которые путем «многолучевого эхолотирования и магнитометрии» указали на наиболее вероятное место погребенного под илом якоря. Откопать его – задача настолько трудозатратная, что проще изготовить и установить новый, по предварительным данным, утраченный 100-тонный кормовой левый якорь заменят на 50-тонный.
Не все гладко и с пробами грунта, которые взяли специалисты ООО «Эко-экспресс-сервис». Образцы на сегодняшний день законсервированы, и для проведения анализа нужны деньги, которые пока никто не заплатил. Но самая главная новость, которую выяснили военные и которой пока не хотят делиться официально, — глубина дна на месте «Авроры» якобы такая, что не требуется никакого углубления. Уверенность Минобороны в том, что котлован копать не нужно, разделяют далеко не все члены рабочей группы, вспоминая события 21 сентября 2014 года.
Дело в том, что, когда крейсер уводили на ремонт в Кронштадт, пришлось применять буксиры для размыва ила, в котором глубоко осел корабль. «Аврора» тогда даже дала крен на три градуса, но ее быстро удалось выправить, а особо наблюдательным зрителям заявили, что накренился крейсер в строгом соответствии с графиком. К каким последствиям приведет решение военных вернуть корабль боевой славы снова на мель – об этом остается только гадать.
Самое любопытное во всем этом то, что дноуглубительные работы был готов взять на себя город. Так же, как ранее Смольный выполнил взятые на себя обязательства по ремонту и благоустройству Петровской набережной: переложил гранитную плитку, сменил асфальтовое покрытие, обеспечил водо-, электро- и теплоснабжение, в июне будут высажены цветы и кустарники. У властей Петербурга есть даже подрядная организация, готовая выполнить дноуглубительные работы за 45 миллионов рублей. Но, как уже писала «Фонтанка», заказчиком таких работ был назначен Балтфлот, который засекретил проектную документацию и заявил, что за 80 миллионов котлован выкопает РУЗКС ЗВО. Но потом встал вопрос с популяцией корюшки, а затем адмирал Виктор Чирков не смог отстоять свою должность, и уже новому главкому ВМФ Владимиру Королеву была поставлена задача – не тратить денег, ибо лишних нет.
Таким образом, на сегодняшний день остается нерешенным главный вопрос – дата возвращения «Авроры» к месту вечной стоянки. На прошедшем в середине апреля совещании попечительского совета было озвучено предложение провести ее к месту стоянки в ночь на 16 июля, не создавая, таким образом, помех транспортному движению внеурочной разводкой мостов. Однако этому воспротивился ответственный секретарь совета – капитан 1-го ранга Игорь Курдин, который заявил, что возвращать корабль боевой славы под покровом ночи неправильно как с технической, так и с эстетической точки зрения.
«Мало того, что это небезопасно для самой «Авроры», есть еще и такой момент, что ее возвращения ждет весь город. Для Петербурга это праздник, и, если мы помним, как провожали крейсер два года назад, горожане на этот праздник хотят прийти с детьми, а по ночам дети, как известно, спят», – сказал Курдин.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»