В Цирке на Фонтанке – премьера «Салют Победы!»: гимнастки в гимнастерках, обезьяны в форме СС и выезд маршала Жукова на белом коне. «Фонтанка» увидела всю эту военно-героическую пантомиму.
На премьеру циркового представления «Салют Победы!» 29 апреля в Северную столицу приехал министр культуры Владимир Мединский. Героическая пантомима будет идти на манеже Большого Санкт-Петербургского государственного цирка до 15 мая. Спектакль был поставлен народным артистом России Анатолием Марчевским десять лет назад, но в Петербурге такое впервые.
У цирка работает полевая кухня. На раздаче – солдат в ватнике, белых перчатках и нарукавниках. В большой картонной коробке — сушки россыпью. Перед входом полуобнаженная бронзовая циркачка, как всегда, возвещала, что цирк приехал.
Фойе преобразилось согласно заданной тематике. Колонны затянуты зеленой маскировочной сеткой. Билетеры и униформисты облачены в пилотки и плащ-палатки. Продавцы мигающей лампочками и поющей на разные голоса сувенирной ерунды прикололи на лацканы георгиевские ленточки. Новинка продаж — натуралистичные игрушечные автоматы из пластмассы. Их кладут прямо поверх упаковок с сахарной ватой.
В центре фойе — ЗИС-5, прозванный фронтовиками «Захарыч». Его труппа «Салюта Победы!» возит с собой из города в город.
На манеже демонстрируется полный набор атрибутов 9 Мая. Под куполом закреплены гигантские бумажные гвоздики, перевитые георгиевскими лентами. На большом экране над царской ложей крутятся кадры военной кинохроники. В той ложе неподвижно и рядом с министром культуры Мединским сидит худрук театра русской антрепризы Рудольф Фурманов. Рядом — баннер с фотографией «Родины-Матери».
Под песню «Журавли» на окутанный бутафорским дымом манеж выходят цирковые артисты в форме красноармейцев. Демонстрируется эквилибристический номер на пирамиде из трех ручных гранат и автомата.
Свет гаснет. Под звуки канонады темный амфитеатр прорезают зеленые лучи, видимо, обозначающие снайперские прицелы.
Женщина из восьмого ряда спешно проносит к выходу ревущего человека лет двух от роду.
Звучит другая песня – «Эх, дороги». Выходит отряд после боя, бойцы в бинтах, на носилках несут тяжелораненого. Медсестра в ушанке, ватнике и огромных сапогах не по размеру поливает из шприца бойца-клоуна, который отвлекает всех от отдыха игрой на гармошке. На натянутой поперек манежа проволоке пляшут под «Клен кудрявый». В финале эквилибристка в гимнастерке и юбке садится на проволоку в шпагат. Бойцы на манеже начинают плясать и брататься. Наконец медсестра укладывает всех спать, потом под мелодию из кинофильма «Цирк» преображается в Любовь Орлову и поднимается на серебряном полумесяце под купол. Там она выполняет номер на раскачивающейся трапеции, широко разевая рот и выразительно глядя на публику под песню «Я люблю тебя, Россия».
Наступает утро.
На манеж выезжает тот самый «Захарыч». Это к отдыхающим на привале бойцам прибыли артисты цирка. Клоуны Пончик и Ваня играют клоунов, а силовой жонглер — силача в полосатом трико. Он подбрасывает вверх и ловит на спину металлические шары. Шары с грохотом падают на специальный металлический щит на полу. Один из шаров клоуны швыряют в зрительные ряды. Раздается истерическое «И-и-и-и!». Поддельный шар на манеж возвращают не сразу.
Дрессировщик выводит гиббона в форме СС. Гиббон хватается за поданную ему трапецию и уже в полете теряет штаны. Круг позора завершается пробежкой по бортику манежа без штанов и с белым флагом. Собаки в форме солдат вермахта играют в футбол воздушными шариками, то и дело роняя ворота и лопая шарики. Безобразие пресекают красноармейцы, которые грузят обе команды в клетку с лозунгом «Фашизм — на свалку истории!». Клетку увозят. Вслед врагу девушки и юноши в форме Красной армии грозят кулаками. Потом показывают «силу русского медведя». Дрессированный медведь кувыркается по манежу и карабкается на лестницу.
Одна из приехавших к красноармейцам артисток поет, все танцуют вальс. «Мы станцуем вместе на нашей Победе!» – говорит артистка на прощание.
Антракт.
«Нам понравилось все. И музыка, и представление – весь стиль того времени», – в один голос говорят корреспонденту «Фонтанки» блокадники, которых пригласили на премьеру.
«Единственное, что, может быть, для детей смотреть это тяжело», – отмечает Галина Рогова, педагог с 55-летним стажем.
«Пусть привыкают, – возражает блокадница Алия Рысаева. – Я вот запомнила — мы были детьми, сидели в бомбоубежище, и все были дисциплинированные. Вот и они пусть знают».
«Алия, дети успокоились, когда вышли клоуны, а в самом начале они визжали и пищали», – не сдается Галина Рогова. Почетные гостьи сходятся на том, что для детей школьного возраста спектакль вполне подходящий.
Второе отделение начинается с водружения красного знамени канатоходцем на символический «Рейхстаг». В центр манежа, подобно трапу, опускается берлинский мост, по нему на белом коне спускается «маршал Жуков». Под ноги коню складывают знамена Рейха.
Выступают джигиты аттракциона «Горская легенда». Кони послушно бегут по манежу против часовой стрелки. На одном из коней выезжает девушка в гимнастерке с длинным алым полотнищем, прикрученным к плечам наподобие крыльев. Между крыльев виднеется трос. Прямо из седла она взлетает под купол, описывает круг и, приземлившись, скрывается за кулисами.
В финале на берлинский мост-трап выходит молодой красноармеец с мечом, берет на руки маленькую девочку и мост поднимается. Под песню «День Победы» на манеж выводят ветеранов и блокадников, которые смотрели представление из первого ряда. Им дарят цветы.
Все артисты, задействованные в спектакле, преклоняют колени. Зал аплодирует стоя.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»