Смольный просит открыть молельные помещения для мусульман на рынках и овощебазах города. Этот проект, «Прозрачный ислам», поддержит муфтия Панчеева, но бизнесу эти хлопоты не нужны.
На днях генеральные директора некоторых крупных рынков и овощебаз Петербурга получили письма из районных администраций с просьбами открыть «молитвенные помещения для осуществления культурно-просветительской деятельности Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона». К ним обратились как к арендаторам «мест компактного трудоустройства мигрантов из стран, традиционно исповедующих ислам». В качестве аргументов главы районов ссылаются на решение, принятое в апреле этого года на совещании у вице-губернатора Мокрецова, рекомендацию комитета имущественных отношений и поручение губернатора Полтавченко.
ЦРО «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона» в 2013 году была предоставлена часть здания на Товарищеском проспекте, 13а, для религиозных целей, сообщили «Фонтанке» в комитете имущественных отношений. В конце прошлого года договор с организацией расторгли в связи с необходимостью реконструкции здания.
«Сейчас мы ищем альтернативные варианты размещения организации. Комитет обратился в районные администрации с просьбой направить свои предложения о предоставлении помещений, которые могут быть использованы для религиозных целей», – сообщили в КИО. В том числе, администрациям предложили рассмотреть варианты помещений в местах наибольшего скопления верующих-мусульман.
КИО намерен собрать и проанализировать предложения администраций, а затем принять решение о предоставлении городских помещений «Духовному управлению мусульман».
Проект «Прозрачный ислам»
По информации «Фонтанки», подобной рассылкой Смольный начал реализацию программы «Прозрачный ислам», о которой в Петербурге говорят с 2014 года. В течение нескольких лет чиновники обсуждали возможность создания новых религиозных площадок для мусульман. Главная проблема заключалась в том, что любое упоминание о строительстве мечети вызывает острую реакцию среди горожан.
Напомним, что официально в Петербурге существуют две мечети: Соборная на Кронверкском проспекте и Коломяжская на Парашютной улице. Кроме того, в городе в течение многих лет функционируют молельные залы при национальных и культурных автономиях. Например, выходцы из Дагестана регулярно собираются на 6-й линии Васильевского острова или на улице Беринга. Кстати, их на Васильевском острове ФСБ беспокоила не раз. Также аналогичные залы стихийно возникают и на рынках. Как правило, их деятельность заканчивается после визитов силовиков. Как, например, было с молельней в Апраксином дворе.
«Всем было ясно, что Соборной мечети не хватает для верующих мусульман. При этом существовала проблема мелких молельных комнат, за которыми не было никакого контроля. В итоге возникла идея легализовать существующие религиозные площадки на рынках при помощи местного духовенства. Эксперимент проводили в одном из самых сложных мест — на Сенном рынке», – рассказали о проблемах в Смольном.
Мечеть на Сенном рынке в Петербурге открылась в конце января 2016 года. Молельный зал для сотен людей развернулся на втором этаже бывшего общежития для мигрантов во дворах Московского проспекта. Для религиозных нужд здание ремонтировали на средства бизнесменов из таджикской диаспоры.
Чиновники признаются, что в целом эксперимент признали успешным, после чего, без придания гласности, в конце февраля этого года открыли новую мечеть-тысячник. На этот раз в ангаре на улице Салова. Так как негативной реакции со стороны петербуржцев не последовало, а полицейские не отметили роста происшествий в этом месте, проект было решено реализовать в рамках всего Петербурга. Ожидается, что в городе в ближайшее время возникнет с десяток малых мечетей. Правда, называться они будут "молитвенными помещениями".
При этом культовые места будут организованы по одной схеме. На каждом из рынков создадутся инициативные группы из числа мигрантов — в основном из Таджикистана и Узбекистана. Они своими силами готовят площадки, после чего обращаются к петербургскому муфтию Равилю Панчееву. Духовник, в свою очередь, определяется с личностью проповедника и следит, чтобы тот придерживался традиционных взглядов.
Собеседники «Фонтанки» в Смольном уверяют, что за последние шесть месяцев Панчеев убедил руководство города, что пользуется авторитетом среди местных мусульман. И это при том, что еще в феврале все обсуждали возможную отставку муфтия.
Спасение муфтия
Сразу после открытия мечети на Сенной площади на сайте Совета муфтиев России появилось сообщение о том, что Равиля Панчеева лишили сана. Больше всего религиозное послание походило на ведомственный приказ, составленный по результатам служебной проверки.
Документ гласил: «Лишить духовного звания "муфтий" в связи с утратой доверия». В числе причин – «судебные тяжбы и притеснение матери». Не обошлось без особого указания — уведомить о решении духовников «руководства администрации Ленинградской области и Санкт-Петербурга».
Тогда в Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России от нападок федерального центра отбились, объявив себя независимой организацией.
Как пояснили «Фонтанке» в религиозных кругах, Панчеева пытались снять с должности не из-за склок с родственниками. Реальная причина крылась в амбициозных финансовых проектах петербургского духовенства. В частности, в создании центра по сертификации халяльных продуктов. До последнего времени подобные организации существовали лишь в Москве, Уфе и Махачкале.
После того как переворот провалился, в Петербург прибыли несколько религиозных деятелей, которые попытались сплотить вокруг себя местных мусульман. В Смольном тогда здраво решили, что возникновение исламской оппозиции в городе вряд ли пойдет кому-либо на пользу, и прописали, что создание новых молельных комнат будет проводиться лишь под патронатом Духовного управления мусульман, возглавляемого Панчеевым.
Есть и такая реакция
Что касается бизнесменов, на чьи предприятия уже поступили письма из районных администраций Петербурга, то они, мягко говоря, не в восторге от этого предложения. Они не готовы отдавать даже часть арендуемых площадей под гуманитарно-религиозные цели. Это накладно, да и с точки зрения логистики их территорий, – хлопотно. К тому же они предвосхищают как появление массы верующих, так и предполагают, что за ними неминуемо придут полицейские из Центра «Э», в чьи обязанности, в том числе, входит контроль над местами этнической концентрации.
Так что, по информации «Фонтанки», генеральные директора уже думают, как корректно увернуться от этого предложения.
Тимур Зайнуллин,
Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»