В Петербурге пройдет ярмарка вакансий для выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Профессиональный маршрут». Соискателей приглашают 18 мая на Лодейнопольскую, 5, в «Петроконгресс» с 12 до 16 часов.
Михаил Кривонос, директор Центра «Работа-i», один из главных идеологов ярмарки и вообще трудоустройства выпускников детдомов, рассказал, что за четыре часа пришедшие на ярмарку соискатели смогут пройти быстрые собеседования с представителями ведущих петербургских компаний, им помогут составить резюме, а также расскажут, как устроены офис, магазин, производственная компания. Ожидается, что узнать о возможности трудоустройства придут не меньше трехсот человек.
«Работа-i» и благотворительный фонд «Рауль» в минувшем году приняли около пятисот выпускников детдомов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые хотели бы трудоустроиться. 75 из них вышли на работу в минувшем году, еще 25 – уже в этом. То есть работу нашел каждый пятый. В этом году, как пояснил Михаил Кривонос, задача – трудоустроить не меньше сотни человек. Но «трудоустроить» – это не привести в офис или на производство за ручку, а потом успокоиться. Надо научить работать, дать удочку, а не рыбу, и не делать из человека иждивенца.
Александр Быков, советник по коммуникациям генерального директора ООО «Вайлант Груп Рус» рассказал об опыте помощи в профориентации и трудоустройстве мальчиков из «Детской деревни SOS-Пушкин». Мальчишки получили возможность обучения установке и наладке оборудования – газовых котлов, теплых полов и т.д. Обучили двадцать подростков, на работу вышли трое. Были сомнения и проблемы, как это делается вообще – трудовая практика несовершеннолетних сирот? Поймут ли партнеры по бизнесу, а клиенты что скажут? Как организовать практику безопасной, как сделать так, чтобы это не мешало бизнесу?
- У сирот много спонсоров, которые дарят подарки – айпады, айфоны, а у ребят, между тем, нет реального представления, как устроен рынок труда, зато в полный рост развивается комплекс иждивенца, поэтому сироты выходят в жизнь беспомощными, – говорит бизнесмен.
Алена Молоткова, операционный HR менеджер ZARINA, Melon Fashion Group говорила не только об опыте трудоустройства в компанию бывших детдомовцев, но и о том, что фонд «Рауль» и «Работа-i» проводят для управляющих магазинами тренинги – чтобы в коллективах сотрудники понимали, как себя вести, если у них в коллективе новый сотрудник – человек с инвалидностью или выпускник детдома.
Для выпускников детских домов, среди которых до сорока процентов людей с инвалидностью, обязательно должны быть тренировочные площадки, чтобы, получив специальность, они могли отработать там полученные навыки, считает Ирина Кузнецова, начальник отдела занятости граждан, нуждающихся в социальной защите комитета по труду и занятости населения Петербурга. Она рассказала историю о бывшей детдомовке, глухой девушке, которая, получив специальность парикмахера, просто боялась подойти к клиентам, не могла работать. Практика была в училище, среди таких же молодых людей, как она сама, реальной работы не было, научиться было негде.
- Компании перестали бояться вакансий для людей с инвалидностью, – считает Юлия Сахарова, директор HeadHunter СЗФО, председатель «Совета бизнеса по вопросам инвалидности в Санкт-Петербурге». – Совет работает с конца 2014 года, и мы прекрасно сотрудничаем и с комитетом, и с компаниями, которые понимают важность темы. «Не пошли» у нас рабочие группы – в силу занятости представителей компаний, зато очень хорошо развиваются проекты – конкурс «Путь к карьере», организованный «Сокос» модный показ одежды для слабовидящих «Путь к свету», вот теперь новый проект – ярмарка вакансий.
Ирина Кузнецова напоминает, что хороший результат любой ярмарки вакансий – когда 20 процентов тех, кто ее посетил, все же доходят до своих работодателей.
- Но главное для нас – закрепляемость на рабочем месте, а по нашим наблюдениям, за первый год после трудоустройства 70 процентов из устроившихся на работу благодаря ярмаркам и работе центров занятости опять увольняются и оказываются у нас, – сетует Кузнецова.
Чтобы привлечь старших детдомовцев, убедить их задуматься о будущей работе, Михаил Кривонос, в первую очередь, ищет тех взрослых – сотрудников детских домов, поддерживающих служб, которые имеют на ребят влияние, которым они доверяют. Таких людей в городе человек 150, с каждым ведется переписка, общение. Потому что привлечь детдомовца к труду – это штучная работа.
Галина Артеменко
Справка:
Служба исследований HeadHunter проанализировала динамику маркированных вакансий в 2016 году. В первом квартале на hh.ru в Петербурге была опубликована 1091 маркированная вакансия – то есть вакансия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это 1,1% от всех вакансий в нашем городе. Год к году количество маркированных вакансий выросло в 1,5 раза.
В то же время в России был отмечен спад маркированных вакансий на 27%. Наибольшее количество маркированных вакансий в первом квартале было опубликовано в Москве (12% от числа всех маркированных вакансий России). На втором месте – Петербург (6%).
Чаще всего в первом квартале этого года в Санкт-Петербурге маркированные вакансии размещались в сферах «ИТ, телеком» (41% от общего числа маркированных вакансий), «Продажи» (19%), «Маркетинг, реклама, PR» (16%), «Административный персонал» (11%) и «Начало карьеры, студенты» (10%). По сравнению с 2015 годом увеличилась доля вакансий в сфере «ИТ, телеком» в общем количестве всех предложений (33% в прошлом году). Снизилась доля вакансий в сфере «Начало карьеры, студенты» (14% в прошлом году).
Чаще всего в первом квартале 2016 года размещали вакансии для людей с ограниченными возможностями здоровья компании из следующих отраслей: «Информационные технологии, системная интеграция, интернет» (33%), «СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн, продюсирование» (16%), «Услуги для бизнеса» (12%). Такой же топ по отраслям компаний, публикующих маркированные вакансии, был отмечен в Москве и России в целом. Работодатели, размещающие маркированные вакансии в Петербурге, чаще готовы брать соискателей без опыта работы: 29% от всех предложений в начале 2016 года по сравнению с 21% на общем рынке труда.