Мертвым нужно дать избирательное право, люди превращаются в киборгов, дизайнеров обуви консультируют священники. "Фонтанка" посетила конференцию о православном предпринимательстве. И ряд заявлений восприняла как открытия.
Без православия России не выбраться из экономической ямы. Эта мысль и двигала организаторами «Антикризисного форума», в рамках которого в Петербурге прошло несколько мероприятий на тему православного предпринимательства. Ключевое – конференция «Вера и дело» – состоялось 20 мая в Александро-Невской лавре. Помощь в организации конференции оказала администрация губернатора Петербурга.
«Молебен будет попозже», – с порога заявили организаторы конференции корреспонденту «Фонтанки», когда он входил в синий зал Епархиального управления, занимающего часть комплекса Александро-Невской лавры.
Все деловые или научно-практические мероприятия начинаются одинаково: гости регистрируются и получают бейджи, пьют кофе, а потом слушают приветственные речи. Конференция «Вера и дело: проблемы социальной ответственности бизнеса во время кризиса» содержала в себе все элементы этого светского ритуала. Но без религиозного ритуала обсуждать православное предпринимательство, очевидно, нельзя.
В ожидании молебна гости решили отдать дань плотскому миру и устремились к столикам с кофе и чаем. Они были расположены в стороне, противоположной президиуму. Казалось, организаторы сознательно разместили еду – символ материального мира – подальше от того места, где планировалось обсуждать религиозные вопросы. Впрочем, до начала официальной части гости не гнушались вести светские разговоры и под большой растяжкой «Христос Воскресе».
«Вы – главное украшение этой конференции», – поприветствовал даму средних лет представитель православного предпринимательства.
В итоге собралось не более 50 человек. Суету с кофе и фривольными приветствиями прервал наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский Назарий.
«Господа, давайте помолимся в начале доброго дела!» – зычным голосом позвал он. Некоторых призыв застал прямо у столиков с кофе, где они в итоге и простояли весь молебен. Впрочем, к их чести, чашки они на время молебна оставили в стороне. Почетные гости, включая известного экономиста Сергея Глазьева, встали поближе к епископу Назарию и иерею Артемию Наумову, который и совершал молебен.
«Благослови благое намерение и дело рабов твоих, организаторов и участников сего форума», – пропел во время молитвы иерей Артемий.
Первый выступающий – епископ Кронштадтский Назарий – сразу же снял сомнения, может ли священнослужитель обсуждать вопросы стяжательства и бизнеса.
«Нет ничего противоестественного в предпринимательстве. Церковь частично занимается неким бизнесом. А что делать – ведь мы живем в материальном мире!» – успокоил он присутствующих бизнесменов, которых, возможно, мучила по ночам фраза Христа о том, что "легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богачу попасть в рай". Однако у РПЦ, по его мнению, есть дополнительная задача: учить бизнес, как правильно, с умом и «по совести» потратить заработанные деньги. В первую очередь – на благотворительные цели.
«Благодарим за мудрые наставления», – обратился к Назарию председатель Союза православных предпринимателей, вице-президент компании «Цифрал-сервис» Владислав Жукович. Он на конференции выполнял роль модератора.
Следующий выступающий – академик РАН и советник президента РФ Сергей Глазьев – не стал делать скидку на неподготовленность публики (которую, к слову, поприветствовал обращением «Братья и сестры»). Он с ходу стал использовать такие термины, как «рыночный фундаментализм», «маржинализм», «экономические агенты», «аттракторы». В общем-то, Глазьев повторял свои обычные тезисы: либералы, которые руководят российской экономикой, отрицают роль государства в регулировании рыночных отношений, выступают против насыщения промышленности дешевыми деньгами.
Однако эти тезисы нужно было выуживать среди сложных научных конструкций, с чем справились далеко не все. Некоторые гости, утомленные первым днем Антикризисного форума, откровенно задремали. Их спокойный сон попал в объектив «Фонтанки». Видимо, организаторы конференции решили, что таким мирским сценкам не место в фоторепортаже с религиозного мероприятия.
«Я прошу вас удалить эти снимки», – попросил секретарь оргкомитета форума Игорь Виленский. Впрочем, сильно настаивать он не стал.
«Американский олигархат пытается сохранить доминирование путем развязывания новой гибридной войны», – продолжал между тем Сергей Глазьев. Для того чтобы противостоять этим коварным планам, Россия должна развивать экономику, основанную на сочетании стратегического научно-технического планирования и рыночной саморегуляции. Такая модель, по его мнению, действует в Китае, Индии, Японии и Корее.
«Будем надеяться, что с Божьей помощью нам удастся это сделать», – закончил Сергей Глазьев. Гости, явно еще повторяя про себя термины «аттракторы» и «олигархат», зааплодировали.
Доклад советника Путина откровенно напомнил тягучие научно-практические статьи. А вот еще одна «звезда» конференции – директор Института экономических стратегий РАН и постоянный член Изборского клуба Александр Агеев – явно решил поразить публику символизмом. Его быстрая, эмоциональная и немного загадочная речь завораживала слушавших, а дымчатые очки придавали почти мистический образ.
В телеграфном стиле его выступление выглядит следующим образом. Российскому обществу не хватает консолидирующих идей. Для их выработки нужно осмыслить ряд болевых точек прошлого и проблемы настоящего. К числу исторических ран от отнес революцию 1917 года и Великую Отечественную войну.
«1917 год случился из-за духовного и экономического кризиса… С немецкими предпринимателями в Российскую империю приходили другие ценности… Православные предприниматели ориентировались в том числе на Балканы… Великая Отечественная война – это столкновение православия и иных дьявольских сил… Победа была бы невозможна без восстановления патриаршества», – эмоционально выбрасывал он в зал свои тезисы.
Самым удивительным моментом в его выступлении было предложение дать избирательное право... всем 27 млн советских граждан, которые погибли в войне. Поясняя свою мысль корреспонденту "Фонтанки", он заметил, что таким образом погибшие смогли бы влиять на текущие дела в стране, к развитию и спасению которой они имели непосредственное отношение. Например, за них могли бы голосовать их семьи, добавил Агеев. "Акция "Бессмертный полк" – это пример подобного выражения мнения", – считает ученый.
Директор ИНЭС РАН также полагает, что право голоса, возможно, должны получить сразу несколько предыдущих поколений, а не только те, кто погиб в войне. Причина – та же: они должны иметь возможность влиять на текущие события, так как они есть продолжение их собственной жизни. (После того, как об этом предложении написала «Фонтанка», в блогах возникла дискуссия, с какого поколения нужно начинать и стоит ли включать в списки избирателей тех, кого Владимир Красное Солнышко крестил в Днепре).
К современным проблемам, продолжал Агеев, относится необходимость анализа содержания телевизионных программ и сериалов на предмет "соответствия заповедям". Впрочем, результат такой аналитики уже известен: по его мнению, ценности насилия превалируют над ценностями милосердия. Не меньшую угрозу несут и цифровые технологии: в Сети людей обрабатывают так, что не за горами появление "киборгов".
Эти вызовы, по мнению ученого, стоят как перед всеми гражданами России, так и перед православным сообществом предпринимателей. У последних есть и свои, локальные проблемы. "Не можем придумать KFC – импортируем KFC", – обозначил он преграды на пути к экономическому суверенитету. Впрочем, развитием экономики нельзя заниматься с помощью существующих инструментов: например, вместо ВВП основным показателям успешности экономики должен быть "индекс счастья".
Выступление Александра Агеева предсказуемо всколыхнуло тех, кого Сергей Глазьев погрузил в мир политэкономии. К ученому выстроилась очередь из желающих познакомиться, в том числе представители региональных клубов православных предпринимателей и зампред правления петербургского Энергомашбанка Дмитрий Вагин.
Получасовой кофе-брейк с пирожками вернул участников конференции на землю. Несмотря на грозные предсказания Александра Агеева относительно нашествия киборгов, они с охотой брали буклеты с рекламой социальной сети для православных "Елицы". "Мы отличаемся от "ВКонтакте", – рассказывал гендиректор сети Валерий Чепухалин. – У них горизонтальные связи, у нас – вертикальные".
Однако затем православных предпринимателей вновь стали пугать. Игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры Киприан напомнил им пророчества афонского старца Паисия Святогорца, которого, к слову, любит также цитировать вице-губернатор Игорь Дивинский. Старец, умерший в 1994 году, говорил, что за кредитными картами, за компьютерными системами скрывается "лик Антихриста". Не жаловал он и Европейский союз, считая это единое экономическое пространство "подготовкой к пришествию Антихриста".
Бизнесменам впору было приуныть – ведь без кредитных карт им сложно работать. Но Киприан тут же показал, что в миру можно жить даже после таких пророчеств: рассказывая про портал Pokrov.pro, он заявил, что в планах его создателей есть и задача по "монетизации" работы сайта.
Узнав про теоретическую возможность получить прибыль от православного портала, корреспондент "Фонтанки" уже не удивился возможности сочетания христианских заповедей и такого капиталистического явления, как ретейл. Директор по коммуникациям группы "Новард" Мария Захарова рассказала, что во входящей в группу сети магазинов женской обуви "Эконика" "не навязывают товар людям". При создании коллекции там советуются с батюшками, а забота о традиционных ценностях проявляется в том, что вместе с сапогами для мам продаются точно такие же, но для их дочек. А сам бренд имеет "русский характер", так как он – более "честный и искренний по сравнению с другими, которые являются чем-то, чем они на самом деле не являются".
"Богатство само по себе не опасно. В нем можно спастись и погибнуть", – закончила она свое выступление цитатой преподобного Варсонофия Оптинского.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"