Как сэкономить на поездке к морю? Что выгодней в этом сезоне - поезд или самолет? Как выглядят цены РЖД на европейском фоне? «Фонтанка» изучила предложения билетных сайтов и поняла: чтобы поездка в Адлер не нанесла удар по кошельку, придется очень хорошо поплясать с бубном.
«К югу поедут люди – отдых хорошим будет», – оптимистично утверждается в одной из корпоративных железнодорожных песенок. Но до морского берега еще нужно добраться — желательно так, чтобы еще остались деньги непосредственно для отдыха и возвращения домой.
Что бы ни говорили про значимость Крыма в оздоровлении нации, говорить мы будем в основном про стоимость дороги в Адлер. Почему именно этот конечный пункт? Да потому что цена крымского вопроса сложится из той же стоимости поездки в Краснодар (по затратам – почти тот же Адлер) плюс 400 – 1000 рублей сверху на автобус. Желающие смогут легко произвести самостоятельные расчеты.
Существует, конечно, еще город Анапа. Но то ли детская специализация курорта сказалась, то ли железнодорожные менеджеры решили, что цветущая в жару мелкая местная бухта сама по себе является испытанием для отдыхающих – но факт остается фактом: поездка и на 247-м, и на 2590-м поезде сообщением СПб – Анапа обойдется 7 июля в гуманные 7573 р. за купе, место в плацкарте будет стоить в зависимости от расположения от 2892 до 4075 р.
Не то что Адлер. 45-дневная глубина продажи железнодорожных билетов добралась до первой декады июля, знаменующей начало высокого сезона. Потенциальные путешественники обратились в кассы и на сайт РЖД, их взору предстал впечатляющий ценник. Так, на поезд № 35 «Северная Пальмира», отправляющийся в Адлер 7 июля, можно приобрести билеты в купе за 10 838 – 11 969 рублей, в св – за 19 740 рублей. Это все с одноразовой кормежкой. Плацкарты в этом поезде на указанную дату нет. Несмотря на уровень цен, спрос на «Пальмиру» есть всегда – состав находится в пути 38 с половиной часов, его расписание значительно быстрее, чем график других поездов.
Например, поезд № 115, отправляющийся в этот же день, доедет до Адлера за 46 часов с копейками, но цены гораздо ниже. Проехаться в св здесь можно за 12 895 рублей, в купе – за 7093 – 7866 р., плацкарта в поезде есть (4362 р.), но его уже нет – все раскупили, остались считаные неудобные полки.
В этот же день, 7 июля, по маршруту отправится 479-й поезд СПб – Сухум, про 50-часовую поездку в котором на специализированных форумах оставляют эпические отзывы. Место в купе здесь можно приобрести за 6169 – 7676 р., плацкарта стоит 4 тысячи, но ее тоже уже разобрали.
Кажется, при желании можно уехать за приемлемые деньги. Но это только в том случае, если вы успели приобрести билеты в первые день-два после начала продаж. Попытаемся отправиться в поездку неделей раньше – 1 июля. Здесь будет уже совсем другая картина.
О плацкарте речь не идет вовсе. В «Северной Пальмире» и св на этот день не купишь – в наличии только купе стоимостью от 16 768 до 18 557 рублей. Да и то не сказать, что выбор очень уж велик. Если очень хочется поездки в вагоне «люкс», то такая возможность предоставится в поезде № 115 – на момент сдачи материала в системе еще оставалось два места по 22 130 р. Свободных мест в купе откровенно мало, за билеты просят от 12 203 до 13 554 рублей.
Самым бюджетным по-прежнему остается международный состав СПб – Сухум: в 479-й поезд на 1 июля можно купить билет в купе стоимостью от 9482 до 10 520 рублей, выбор здесь так же невелик.
Похоже, что снова возникает дилемма: как выгоднее отправиться в отпуск. РЖД дали большую фору авиаперевозчикам: как заявил в апреле на Пассажирском форуме президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, стоимость билетов на поезда в нынешнем году возросла на 5 процентов по сравнению с 2015-м. Вдобавок с 10 июня по 31 августа объявлен самый продолжительный в году (83 дня) период действия повышающего коэффициента 1,15 тариф. Это значит, что стоимость билетов в дни массового перемещения пассажиров возрастает на 15 % от базового тарифа. В то же время системы поисков авиабилетов выдают на то же 1 июля вариант полета в Сочи за 8500 рублей. Пусть с длительной пересадкой (время в пути 13 часов), но все равно получается дешевле и быстрей, чем на поезде. Прямой полет (три часа) обойдется в 10 337 р. на человека.
Как сэкономить
Всегда, при любом раскладе, будут находиться люди, которые не променяют перестук колес на заоблачные выси. Будь тому причиной аэрофобия, состояние здоровья или неискоренимый романтизм. Как уменьшить финансовые потери при покупке билетов на великокняжеские поезда от РЖД?
Самый очевидный способ – успеть совершить покупку, как только открывается продажа билетов на желаемую дату. К значительной части поездов РЖД применяет принцип динамического ценообразования, когда стоимость билета зависит от даты его приобретения и возникающего спроса на тот или иной рейс. Теоретически можно выгадать на поездке, подождав некоторое время в надежде на то, что спрос будет низким. Но в условиях высокого курортного сезона такое развитие событий просто невозможно.
Кроме того, на некоторые рейсы продажа билетов открывается не за 45, а за 60 суток. Это, в частности, относится к двухэтажным составам поезда № 35 «Северная Пальмира», которые начали курсировать в этом году с периодичностью один раз в четыре дня. На момент написания материала в продаже были билеты на 23 июля: место в св обойдется в 17 070 р., в купе – от 8698 до 9591 рубля. В итоге имеем экономию в 2 – 3 тысячи. А в самые первые минуты начала продаж бывают еще более привлекательные предложения – нужно сидеть в засаде перед компьютером.
Стоимость билетов зависит от дня недели, когда вы отправляетесь в дорогу. Вспомните приведенные выше цены, актуальные для пятницы, 1 июля, когда так хорошо отправиться в отпуск, «прихватив» выходные. А вот во вторник, 28 июня, ситуация с билетами совсем иная. К «Северной Пальмире» железнодорожники прицепили – о чудо! – сразу девять плацкартных вагонов. В продаже билеты от 5159 до 6047 рублей – просто даром. Купе с однократным пищевым рационом стоит от 13 112 до 16 224 рублей, мы снова сталкиваемся с экономией 2 – 3 тысяч рублей по сравнению с 1 июля. Еще радостней забьется сердце во время приобретения билетов на поезд 115: разница в стоимости достигнет пяти тысяч.
Стоит не полениться и поинтересоваться, не положены ли вам какие-нибудь скидки от РЖД. Например, с 1 апреля по 31 декабря в плацкартных вагонах всех поездов «Федеральной пассажирской компании» предоставляется скидка в 15 % на места с 33-го по 37-е (возле туалета), а на верхнее 38-е – 30 %. С 1 июня по 31 августа можно рассчитывать на половинную цену для проезда детей в возрасте от 10 до 17 лет в рамках опции «Счастливые каникулы». Еще хорошо быть депутатом Госдумы или членом Совета Федерации: вы сможете бесплатно путешествовать в поездах и вагонах всех категорий без ограничения количества поездок. Бесплатно может кататься и ваш помощник – но только в пределах субъекта РФ. Подробней о льготах можно справиться здесь.
Наконец, можно сделать финт ушами и пойти на кардинальные меры. Нет в продаже желанных плацкартных билетов на нужную дату? Эта проблема проще пареной репы – разбейте свой маршрут. Например, мы хотим отправиться в Адлер 2 июля. Плацкарты из Петербурга, конечно же, нет. Садимся в 20.00 в поезд № 111 СПб – Воронеж, купив билет на верхнюю (1738 р.) или нижнюю (2426 р.) полку. На следующий день в 16 часов выходим в столице Черноземья и знакомимся с ее ночной жизнью. А в 5.52 утра уже 4 июля занимаем согласно приобретенному ранее билету в поезд 459 Тамбов – Адлер (1520 – 2100 р. за плацкарт или 3802 р. за место в купе) и прибываем в Адлер на следующее утро в 7.10. Да, в пути мы проведем почти двое с половиной суток, зато стоимость нашего плацкарта составит максимально 4526 рублей, заодно и Воронеж посмотреть можно. Напомним: напрямую из Петербурга в этот день можно будет уехать, только заплатив от 12 до 18 тысяч за место в купе. Разбивать маршрут по любой станции, на любых подходящих вам поездах – были бы лишь усидчивость и внимание.
Европа: дороже, но быстрее
Не желая смириться с высокими ценами на отечественных железных дорогах, посмотрим на европейских соседей: сколько стоит совершить путешествие, аналогичное нашему маршруту Петербург – Адлер? Расстояние между нашими городами по колее составляет чуть более 2350 км. Аналогичное путешествие 1 июля по маршруту Варшава – Барселона (2400 км.) можно совершить с двумя состыкованными пересадками в Кельне и Париже. Путешествие в комфортабельных составах Euronight/Talys/Renfe SNCF займет 26 часов 29 минут, стоимость билетов – от 318 до 404 евро в зависимости от класса вагонов. Что лучше: 23 тысячи рублей за 26 часов пути в европоездах или 18 500 р. за 38 часов пребывания в «Северной Пальмире», каждый решит сам. Но все же дополним картину еще несколькими, на этот раз приятными российскому пассажиру, цифрами: из Парижа в Барселону (1100 км.) 1 июля можно доехать за 6 часов 27 минут, купив билет за 99 евро во втором классе и за 111 евро в первом. Путешествие из Петербурга в Москву (850 км) на вечернем «Сапсане» будет стоить от 3322 рублей.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»