«Метрика» предлагает своим поставщикам бартер: чтобы вернуть деньги за уже поставленный и частично проданный товар, дистрибьютор может самостоятельно встать за прилавок.
В руководстве компании утверждают, что смена формата — это дань времени и рыночным условиям. Однако эксперты указывают на ряд признаков, согласно которым сеть магазинов «Метрика» вновь оказалась под угрозой банкротства из-за невозможности рассчитаться с поставщиками за товар. Это означает, что один из крупнейших в России продавцов строительных материалов может прекратить свою деятельность в качестве ретейлера.
Как рассказали «Фонтанке» поставщики «Метрики», в ближайшее время их партнер намерен отказаться от трех арендованных магазинов, а собственные будет сдавать в аренду. В частности, гипермаркет на Большом проспекте Васильевского острова закрыт уже сейчас. На двери размещена табличка, что работа не осуществляется «по техническим причинам». Также на рекламном плакате объявлена распродажа со скидками до 50%. Как рассказали в одной из компаний, арендующей у «Метрики» площади для своих павильонов, окончательно гипермаркет прекратит торговлю до конца июня, примерно тогда же – объекты на Чкаловском проспекте, улице Фучика и проспекте Науки. По словам одного из поставщиков ретейлера, в последние месяцы компания значительно сократила как линейный, так и управляющий персонал. Таким образом, о перезапуске этих торговых точек на новых площадях речь идет вряд ли.
Также «Метрика» может прекратить розничную деятельность и в магазинах на Торфяной дороге, Пулковском шоссе и шоссе Революции, которые находятся в собственности у управляющей ретейлером «Корпорации СБР». «Помещения планируют полностью сдать арендаторам (в том числе своим бывшим поставщикам) и устроить подобие строительных рынков», – рассказал один из контрагентов ретейлера. По его словам, зоны будут сдаваться прямо вместе с оборудованием, но при этом для покупателей не будут афишироваться перемены.
Совладелец «Корпорации СБР» Евгений Лебедев подтвердил «Фонтанке» информацию о смене формата. «На рынке много компаний, которые являются специалистами по своим категориям, и мы предложили им занять площади и торговать своими товарами. Это своего рода девелоперский формат специализированного торгового центра, такие примеры есть за рубежом и в регионах», – пояснил он, не ответив, впрочем, на вопрос о намерениях отказаться от розничного бизнеса полностью.
По мнению экспертов, сам по себе формат специализированного DIY-центра востребован, однако в том, что «Метрике» удастся его реализовать, есть большие сомнения. «На то, что туда удастся привлечь серьезных игроков, надежды мало, так как компания понесла сильные репутационные потери», – комментирует генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
По мнению экспертов, к такому решению ретейлера, вероятнее всего, привели проблемы с оплатой поставок. Еще полгода назад участники рынка обращали внимание на то, что «Метрика» испытывает дефицит по некоторым категориям товара, а ее полки и в высокий сезон оставались полупустыми. В этом году ситуация не улучшилась — ретейлеру не удалось наладить дистрибуцию, несмотря на сообщения об урегулировании ситуации с погашением долгов. По данным INFOLine, за год выручка «Метрики» сократилась в два раза – с 12 до примерно 6 млрд рублей. При этом второе полугодие для компании было гораздо хуже, чем первое.
Напомним, в 2015 году невозможность рассчитаться с контрагентами привела к тому, что в отношении ООО «Стройбаза Рыбинская Маркет», через которое до этого шли поставки в магазины «Метрика», была инициирована процедура банкротства. Правда, до этого формально это юрлицо перестало входить в холдинг «Корпорация СБР». Однако руководство компании признало свои обязательства в размере более 2 млрд рублей и пообещало погасить их в первую очередь тем поставщикам, которые перезаключат договоры с новым юрлицом «Метросфера». Как сообщала «Фонтанка», в начале 2016 года «Корпорации СБР» удалось взять банкротство под контроль – ее структуры стали основными кредиторами. Этого удалось добиться в том числе за счет выкупа долгов входящих в СБР таких компаний как «РИФ» и «Стройформат».
Однако, погашая прежние обязательства, компания начала копить новые. Как следует из картотеки арбитражного суда, к ООО «Метросфера» с начала года подано 19 исков на 56 млн рублей. При этом, по словам поставщиков, руководство сети уклоняется от переговоров по урегулированию долга. «Можно говорить об очередном дефолте, поскольку получить плату за товар не удается даже по решению суда», – комментирует Кирилл Родченко, руководитель отдела взыскания корпоративной задолженности коллекторского агентства «РРК». По его словам, в «РРК» поступают заявления как от тех поставщиков, которые перешли к новому юрлицу, так и от тех, кто начал работать с «Метрикой» лишь недавно.
«Судя по всему, банкротство идет на второй круг», – добавляет Кирилл Родченко. При этом, по его мнению, не исключено повторение сценария управляемого банкротства: некое ООО «Норма» уже начало скупать долги кредиторов «Метросферы».
Евгений Лебедев на вопрос «Фонтанки» о финансовом состоянии «Метросферы» и сроках расчета с поставщиками отвечать не стал и прекратил разговор, сославшись на занятость. Ранее предприниматель говорил о том, что источником средств может стать продажа активов.
Как сообщала «Фонтанка», в феврале «Корпорация СБР» продала гипермаркет на Выборгском шоссе финской Kesko. По другим объектам переговоры велись, в частности, с французской сетью Leroy Merlin, однако к соглашению стороны не пришли. Не удалось договориться и с сетью «Юлмарт» о совместном проекте электронной торговли стройматериалами. По словам совладельца «Юлмарта» Дмитрия Костыгина, обсуждение этого проекта с «Метрикой» прекратилось еще в марте, а запуск DIY-направления не входит в ближайшие планы ретейлера.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»