Автор проекта новой сцены Малого драматического театра - архитектор Михаил Мамошин требует в суде остановить строительство. Автору отказали в надзоре за стройкой.
Масштабный проект – строительство новой сцены Малого драматического театра – стоимостью 2,5 млрд рублей не уложится в срок. «Архитектурная мастерская Мамошина» требует в суде запрета на использование проекта здания. Зодчих отстранили от авторского надзора и недоплатили им за работу, узнала «Фонтанка».
Новое здание МДТ — Театра Европы на Звенигородской улице, 7, ждут к июню 2018-го. Труппа театра давно жалуется – нынешняя сцена на Рубинштейна слишком мала, соседствует с жилыми квартирами, а декорации каждый раз приходится возить с окраины, со складов на Московском шоссе.
Концепцию нового здания лично разрабатывали худрук МДТ Лев Додин и художник театра Александр Боровский. «Малая драматическая деревенька: домики вокруг главного Дома-сцены; в каждом домике – службы: домик актерский, домик постановочной части, домик школы драматического искусства. <...> все домики соединены между собой стеклянными переходами, чтобы в течение 24-х часов работнику театра можно было бы все-таки понять, на улице день или ночь, зима или осень, солнце или дождь…» – описывал идею Боровский.
В 2013 году мечта Льва Додина получила финансирование Минкультуры. Проектировать новую сцену за 146 млн рублей взялись Театрально-декорационные мастерские. В Петербурге компания работала почти со всеми театрами — оснащала новые сцены Мариинского, БДТ и Александринки.
ТДМ, в свою очередь, перепоручили архитектурную часть проекта студии Михаила Мамошина. В начале 2014-го компании подписали контракт на 18 млн рублей. А уже к концу года архитектор представил экспертам семиэтажное здание с двумя сценами, оснащенными по последнему слову техники, подземной парковкой, кафе и репетиционными точками.
Проект одобрили и пустили в стройку. Но отношения ТДМ и студии Мамошина до сих пор не закончились. «Мастерские» упрекают архитектора в срыве сроков проектирования. Вместо апреля 2015-го работы сдали на полгода позже – в октябре. В свою очередь, Михаил Мамошин считает, что ему недоплатили. В Арбитражном суде он пытается отсудить у мастерских 7,5 млн рублей долгов и штрафов. И первая инстанция уже встала на его сторону.
И это еще не все. В июне зодчий подал новые иски к ТДМ и подрядчику «СтройСоюз-СВ». Первое заседание назначено на 4 августа. Сам Михаил Мамошин не стал рассказывать о своих претензиях. Он лишь сказал: «Давайте подождем, когда все встанет с головы на ноги».
Дело в том, что архитектору отказали в авторском надзоре за реализацией проекта, – знают участники рынка. Как правило, заказчик стройки — Северо-Западная дирекция Минкультуры – сам заключает контракт на авторский надзор за работами на объекте. Так было при реконструкции БДТ и ремонте помещений для переезда консерватории на Глинки, 2. Соответственно, надзирает за стройкой проектировщик, готовый скорректировать чертежи по ходу работ.
Однако на этот раз дирекция такой тендер не объявляла. Вместо этого контракт на авторский надзор заключил генподрядчик «СтройСоюз СВ» – «Фонтанка» делилась историей его неожиданного взлета.
По данным СМИ, контроль за соблюдением проектных решений фирма поручила компании «Трейдмаркет». Ее владелец — первокурсник Государственного архитектурно-строительного университета Никита Константинов. По данным нашего издания, он близко знаком с семьей совладельца «СтройСоюза» Александра Власова. А кроме того, – фирма зарегистрирована в здании склада-холодильника компании «Ис-лэнд», родственной «СтройСоюзу-СВ». Фактически подрядчик контролирует сам себя.
Это означает, что победа в суде Михаила Мамошина способна приостановить стройку и, возможно, — привести к переделке уже произведенных работ.
Впрочем, пока что работы и так остановлены. Во время откопки котлована на участке, где обнаружили исторические конструкции школы кантонистов лейб-гвардии Семеновского полка. В апреле комитет по охране памятников признал их выявленным объектом наследия. После полного изучения артефактов и проведения экспертизы статус могут снять. Но сколько времени займут эти работы, неизвестно.
К примеру, в прошлом году в аналогичную ситуацию попала «Охта групп», возводящая элитный жилой дом на Мойке, 102. На участке была обнаружена часть фундаментов Литовского замка. На снятие с них охранного статуса компании потребовалось 8 месяцев.
О наличии фундаментов на месте будущего строительства было известно заранее. Но несмотря на это, в канун нового года подрядчику «СтройСоюз-СВ» был выдан аванс в 342 млн рублей. Большей части средств на счетах генподрядчика уже нет.
«Фонтанка» спросила о конфликтах на стройке Александра Шабасова, главу Северо-Западной дирекции Минкультуры.
«Я не принимаю участия в субподрядных вопросах. У нас проблем нет», – ответил он.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»