Дискуссии о судьбах нефти, мост Кадырова, недостатки «Экспофорума» и заявление Путина о том, что США сейчас единственная сверхдержава. «Фонтанка» подводит итоги ПМЭФ-2016.
Формально ПМЭФ длится три дня, и в субботу, 18 июня, по "Экспофоруму" еще будут бегать иностранные делегации, на стендах спонсоров будут разливать кофе и безалкогольное пиво. Однако финальная точка в виде выступления президента Владимира Путина уже поставлена: послушав главу государства, гости разъехались по многочисленным мероприятиям – от боя Федора Емельяненко до ударного концерта группы "Ленинград" в ресторане Ginza. "Значит, там есть три места в партере", – сразу докладывал, например, помощник гендиректору "Газпром нефти" Александру Дюкову, едва тот вышел из зала Конгрессов, где глава государства только-только попрощался с гостями форума.
От выступления президента по традиции ждали программных заявлений и предложений по реформам. Однако, с каждым годом речи Владимира Путина на ПМЭФе все больше похожи и содержат в основном стратегические призывы. Так, в 2015 году единственной конкретной инициативой стало создание проектных офисов в регионах для повышения инвестиционной привлекательности. Из послания на ПМЭФ-2016 большинство журналистов выудили только предложение по организации Совета по стратегическому развитию при президенте. Да поручение подумать над уголовной ответственностью для сотрудников правоохранительных органов, которые так рьяно расследовали экономические преступления, что развалили бизнес.
Другие макроэкономические тезисы уже звучали неоднократно и в его последних посланиях Федеральному собранию, и в выступлениях на ПМЭФ. Экономика должна расти не менее, чем на 4% в год. Благодаря импортозамещению будет увеличиваться доля несырьевого экспорта. Нужно повышать производительность труда, продолжить либерализацию делового климата, наказывать глав регионов за плохую поддержку бизнеса и всемерно развивать образования. "Мы видим возрождение интереса нашей молодежи к инженерным специальностям", – заметил президент.
"К середине следующего десятилетия мир, очевидно, будет совершенно другим. Не замечать, игнорировать происходящие процессы – значит оказаться на обочине развития", – заключил Владимир Путин. Но тут же добавил, что Россия должна сохранить самобытность и духовные корни. Последнее утверждение, очевидно, теперь станет для прокремлевских политологов своеобразным синонимом "духовных скреп".
Основными гостями президента на пленарном заседании ПМЭФа стали премьер Италии Маттео Ренци и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Судя по всему, этот состав имел не случайный и даже символический характер. Значительную часть своего послания Владимир Путин посвятил проекту по созданию Большой Евразии – партнерства с участием России, Казахстана, Индии, Пакистана, Ирана и Китая. Это направление внешней политики и представлял Назарбаев. Но в Большой Евразии ждут и Европу, добавил Путин. За Старый свет на пленарном заседании отвечал Ренци.
Впрочем, значительную часть дискуссии Ренци и Назарбаев просидели молча: ведущего – знаменитого американского журналиста Фарида Закария – интересовал в первую очередь президент России. «Нужна ли России новая «холодная война»?» – «Нет, не нужна, но если Запад продолжит игнорировать интересы нашей страны, то она действительно начнется». – «Вы правда считаете Дональда Трампа ярким человеком?» – «А что, он не яркий?» При этом, говоря об Америке, президент России неожиданно признал, что она на сегодня является единственной супердержавой.
Фарид Закария и Владимир Путин так долго обсуждали геополитические проблемы, что когда ведущий наконец обратился к Нурсултану Назарбаеву, то тот обиженно заметил: «Я думаю, что президент Путин на все вопросы ответил. Зачем вы меня спрашиваете?» А вот Маттео Ренци, продемонстрировавший завидный риторический талант, с удовольствием шутил и нисколько не оскорбился своей роли «посаженного отца». В своем выступлении он смешал концерт оркестра Мариинского театра в Пальмире, фразу из «Идиота» о том, что «красота спасет мир», и воспоминания о своем посещении Эрмитажа. Этим культурным набором он проиллюстрировал тот факт, что у России и Италии общие «духовные корни».
Ради общения с президентом России Маттео Ренци пришлось пожертвовать святым – часть заседания совпала с первым таймом матча Евро-2016 Италия – Швеция. Премьер стоически перенес эту ситуацию, хотя и позволил себе заметить Фариду Закария. «Вы вот меня про спорт не спрашиваете, а Италия и Швеция играют уже семь минут», – озвучил он точный хронометраж.
Нефть и сортиры
Сквозной темой официальных дискуссий стала ситуация на рынке нефти. В первый день президент «Роснефти» Игорь Сечин прочитал программный доклад, который по своему стилю был очень похож на выступления Владимира Путина на ПМЭФ. В нем нашлось место и геополитике, и США, и светлому будущему России. Роль почетных гостей, которые во всем согласны с хозяином дома, играли директора крупнейших мировых нефтедобывающих компаний.
Основные тезисы Сечина: нефть еще долго будет необходима человечеству, а возобновляемые источники энергии – пока еще дорогие игрушки. В заочную полемику с Сечиным вступил президент Сбербанка Герман Греф, который посвятил деловой завтрак второго дня ПМЭФ как раз тем самым дорогим игрушкам. Но не нашел поддержки ни у своего коллеги по либеральному блоку, вице-премьера Аркадия Дворковича, ни у министра энергетики Александра Новака.
В отличие от предыдущих форумов, в тени долгое время оставался экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он был осторожен в формулировках, старательно избегал журналистов и предпочитал участвовать в пленарных сессиях, посвященных таким гуманитарным темам, как благотворительность. Возможно, такое поведение связано с тем, что Кудрин возглавляет совет Центра стратегических разработок при правительстве РФ, и поэтому каждое его слово теперь воспринимается чуть ли не как официальный прогноз властей. Но во второй день ПМЭФ он не выдержал и на завтраке Сбербанка заявил, что «обрушение национальной валюты больше чем в два раза – позор для экономических властей и страны». Возможно, эмоции взяли вверх над аппаратной осторожностью после жаркого спора между министром финансов Антоном Силуановым и министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. Последний, критикуя позицию своего коллеги, использовал цитату из «Собачьего сердца» о том, что «кризис не в сортирах, а в умах».
Мост Кадырова и вакуумный поезд
В петербургской части форума самым загадочным стал проект компании «Тандем-Истейт». Новичок рынка с места в карьер заявил о готовности потратить 20,5 млрд за 3 года. Инвестор представил проект петербургского Artplay – креативного пространства с шоу-румами и открытыми мастерскими в корпусах Центрального КБ машиностроения на Красногвардейской площади. А вдобавок – решил построить сеть складов сельхозпродукции.
Загадка об источнике масштабных инвестиций не разрешилась до конца ПМЭФ. «Тандем-Истейт» зарегистрирован на люксембургский офшор NumismaInvest S.A.R.L. На форуме его представил Владимир Пинчук, один из деловых партнеров владельца «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко. Но сам Тимченко в беседе с «Фонтанкой» заявил о том, что не имеет отношения к проекту.
Не менее представительным оказался и пакет проектов ВТБ. Банк может поучаствовать в строительстве двух линий легкорельсового трамвая. Горожан провезут от будущей станции метро «Южная» в Шушарах до Красного села и от «Кировского завода» до «Балтийской жемчужины». Впрочем, пока что это лишь декларации. Ни схемы реализации проекта, ни даже точной трассировки маршрутов Смольный не прорабатывал.
Второй проект – строительство центра международной торговли рядом с терминалом Пулково-2. Правда, он также существует лишь на уровне концепции. Как и пилотная линия грузового вакуумного поезда. Ее готова построить компания Hyperloop One, которая вдохновляется идеями Илона Маска, но пока лишь провела рамочные переговоры с городским правительством и потенциальным соинвестором – группой «Сумма».
Впрочем, в кулуарах петербургский бомонд обсуждал не многомиллиардные инвестиции, а мост через Дудергофский канал. В первый день форума Смольный опубликовал постановление о присвоении ему имени Ахмата Кадырова. Возмущаться нечем: Кадыров – Герой России, объяснил губернатор. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отказалась публично рассуждать на топонимические темы, а ее коллега по Федеральному собранию, коммунист Геннадий Зюганов посоветовал несогласным отстаивать мнение с помощью профсоюзов. Сам глава Чечни Рамзан Кадыров так и не появился на публике, вопреки слухам о том, что он приехал в Петербург. Но зато прокомментировал решение Смольного в своем Instagram’е, поблагодарив за мост имени своего отца как Полтавченко, так и всех петербуржцев.
В очереди под ливнем
В отсутствии громких новостей гости предпочитали обсуждать достоинства и недостатки новой площадки – «Экспофорума» под Пушкиным, куда ПМЭФ переехал из «Ленэкспо». Основное достоинство – размеры: выставочных пространств в «Экспофоруме» в 2,5 раза больше. Благодаря этому, полноценные стенды смогли построить регионы, появились столики для игры в теннис и настольный футбол, а в пассаже между павильонами даже поставили лотки с сувенирами в стиле русского авангарда.
Основные жалобы касались транспортных вопросов. Смольный так и не протянул в «Экспофорум» ни ветки метро, ни трамвайной линии, несмотря на все планы. Гостей в выставочный центр доставляли шаттлами, которые ходили от основных гостиниц. Кроме того достоинство – размеры – оно же и недостаток. Для преодоления всех этих пространств нужна хорошая физическая форма. Впору выдавать гостям самокаты, что и делали на одном из стендов. Некоторые участники жаловались, что утром приходилось отстаивать очереди, чтобы добраться до вожделенного кресла в микроавтобусе. Аналогичная очередь скопилась и вечером первого дня перед выходом из «Экспофорума». Скептическое отношение к новой площадке росло вместе с силой ливня.
Наконец, в течение всего дня гости форума постоянно находятся в помещении, пусть и щедро освежаемом кондиционерами. Подышать свежим воздухом можно только в узких двориках, в которые организаторы втиснули рестораны, бары и итальянский павильон. Либо постоять у входа с видом на парковку и на поля в районе Пулковских высот, где одиноко дежурили полицейские. Согласитесь – это не вид на залив у "Ленэкспо". Полицейские же в следующий раз посторожить пеньки и кустики смогут в начале июня: ПМЭФ могут чуть сдвинуть из-за матчей Кубка Конфедераций.
Андрей Захаров, Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»