Новая глава ЦИК Элла Памфилова встретилась с членами петербургских ГИКа и ТИКов, замешанных в скандалах на прошлых выборах, чтобы рассказать им о настрое президента.
Курирующая выборы в Москве, Московской области и Петербурге Элла Памфилова посетила Северную столицу, по ее признанию, самый проблемный регион по итогам прошлых избирательных кампаний. На встречах с Горизбиркомом, ТИКами и "Наблюдателями Петербурга" сменщица главного волшебника страны собирала наказы и призывала не прогибаться под исполнительную власть, рассказывала про феминизм и нелюбовь к пустому трепу.
Субботнее утро, 18 июня, для главы ЦИК Эллы Памфиловой началось в Городской избирательной комиссии, которая месяц назад обзавелась новым председателем. Возглавившая ЦИК немногим раньше экс-омбудсмен Памфилова приехала в Северную столицу для знакомства с городскими чиновниками, выборщиками и наблюдателями.
«Мне бы хотелось понять проблемы, которые у вас есть, – начала она разговор с членами ГИКа и ТИКов. А затем добавила: – Открытые и честные выборы – это настрой и желание высшего руководства страны. Если бы я подозревала, что это не так, то не пошла бы в ЦИК». Далее перешла к наказам: «То, что от вас зависит – это не допустить попытки снятия неугодных кандидатов. Это одна из самых больших проблем на стадии предвыборного процесса. Незаконная агитация и черные технологии должны отслеживаться. Бюджетники не должны оказываться в зависимом рабском положении. А, если руководители исполнительной власти пытаются компенсировать потерянный авторитет у населения после не очень хорошей работы предвыборными махинациями, то это не пройдет. Поэтому чувствуйте себя независимыми. За вами Конституция и Закон, председатель городской комиссии и ЦИК».
Вслед за этой духоподъемной фразой Памфилова напомнила, что еще будучи омбудсменом наблюдала за выборами в Петербурге, и они оказались одними из самых скандальных. «Я прекрасно знаю ситуацию. Санкт-Петербург оказался в центре ряда неприятных историй. Это и послужило поводом для смены председателя комиссии . Но я уверена, что теперь все получится, если, конечно, вы захотите».
«Уже хотим», – заверили ее члены Горизбиркома. Удовлетворившись ответом, Памфилова предложила перейти к вопросам.
Интересовали членов ГИКа преимущественно технические вещи: оснащение пандусами для инвалидов избирательных участков, сокращение многостраничного закона о выборах, работа горячей линии.
«Пройдёт кампания, мы вздохнём спокойно и займёмся всеми преобразованиями. Работать с этим законодательством трудно всем», – заметила Памфилова, добавив что эффективность действий властей отражается и в экономике, например, в Штатах правильно вложенный доллар дает государству прибыль в 10 долларов.
Спор, кому первому задавать вопрос главе ЦИК – Дмитрию Краснянскому или Нине Шубиной, натолкнул Памфилову на рассуждения о феминизме: «Моя подруга, известная феминистка, критикует меня за его отсутствие. Я 12 лет работала на производстве среди одних мужчин и всегда считала, что в нашей стране нужно защищать именно мужчин. Не потому, что женщины живут дольше и более выносливые. Но так получалось, что женщины долго брали на себя очень тяжелый труд и стали сильными. В общем, впору создавать комитет в защиту мужчин. Но у меня всегда вызывает неприятие предложение гендерных квот. Есть личность, независимо от пола».
«У нас в комиссии с равноправием все хорошо», – заметила на это Шубина.
Когда очередь спрашивать перешла очередному мужчине, заговорили о наблюдателях. «Существует стереотип мышления. Наблюдатели и члены УИК друг друга не слышат. Одни убеждены, что перед ними провокатор, а другие видят фальсификаторов», – констатировал Дмитрий Карасев.
«Так соберитесь с ними. Поругайтесь – стенка на стенку, но решите все вопросы. У нас одна задача – обеспечить права избирателей и тех, кто идёт избираться. Я встречаюсь со всеми отъявленными оппонентами. Я всегда говорю: не ломитесь в открытую дверь. Как человек сильный, я не приемлю методов давления. Высказывайте мне в глаза претензии. Если вы будете действовать так, то ваши оппоненты увидят, что вы на самом деле такие же избиратели, как и они».
Впрочем, верить в такое равноправие хотели не все. Сомнения решил озвучить председатель ТИК №28 Сиражутдин Шахманов, о котором члены УИКов на выборах 2014 года рассказывали, как о человеке, требовавшем от комиссий искусственно увеличить явку на губернаторских выборах. «Что делать, если к вам приходит недобросовестный наблюдатель с 50 готовыми жалобами? На предыдущих выборах нам таких приходилось удалять», – пожаловался Шахманов.
«С наблюдателями надо договариваться. Мы же союзники», – примирительно ответила Памфилова.
С другой жалобой обратилась к ней член ГИКа Ольга Покровская. Болевые зоны петербургских выборов она обозначила в письме и озвучила: видеокамеры, кадры и записи с которых потом невозможно достать, временные участки со 100-процентной явкой, отсутствие принтеров на УИКах, закрытость деятельности теризбиркомов. «Меня лично не пускали в территориальные избирательные комиссии, расположенные в зданиях администраций», – поделилась она.
Сидевший рядом с Памфиловой бывший глава Красногвардейского района новый председатель Горизбиркома Виктор Панкевич сразу же уточнил: «А к нам пускали?». «Не пускали в Калининский», – ответила Покровская. «Может, Вы просто не в ту дверь пытались войти», – пошутил Дмитрий Краснянский.
Памфилова пообещала Покровской, что жалобы изучит, а сама вспомнила, как недавно к ней приходил депутат Астраханской думы Олег Шеин: «Рассказывал, как у них везли протоколы до теризбиркома. 4 часа ехали до ТИКа и приехали в итоге с другими результатами».
Подводя итог встречи с ГИКом и ТИКами, Памфилова вновь вспомнила о сигналах президента: «В Кремле нет заинтересованности в давлении на бюджетников и на избиркомы. Нельзя ломать учителей, их достоинство – они учат детей. Не допускайте унижения личности. А я вас смогу защитить», – пообещала она ответственным за петербургские выборы и уехала на встречу к «Наблюдателям Петербурга».
С бдящими за честностью выборов Памфилова больше слушала: о завышенной явке на ряде участков на прошлых выборах, сбегающих в потайные комнаты членах УИК и горящих бюллетенях. Также слушал речи наблюдателей пришедший на встречу председатель прокремлевского «Российского союза молодежи» Дмитрий Лядов и не выдержал: «Такое ощущение, что на выборах были сплошь нарушения, а это не так – массовый характер они не носили. Когда так говорят, обидно за Петербург...»
Его прервала глава ЦИК: «Нет смысла встречаться, если все замечательно, у нас задача устранить недостатки. Но вам я скажу, что как уполномоченный я видела ситуацию сама: злоупотреблений в Петербурге было очень много. И потом – давайте посмотрим, что у вас наработано. Я так недавно встречалась с молодежным парламентом при Думе. Сидят они такие, молодые и красивые, и говорят: «Я веду патриотическое направление», «Я веду международное». Я их спрашиваю: «А что вы делаете?» Он мне начал общие и пустые слова говорить. Я переспрашиваю: «Мне треп не нужен, кому конкретно вы помогли?» И ничего. Давайте спустимся на землю. Наша задача сделать все, чтобы люди выборам поверили. Разговор не для того, чтобы охаять, а для того, чтобы помочь уходить от произвола».
Наблюдатели продолжали: нужно усовершенствовать сайты ТИКов и данные на них, информационные материалы о тактике подсчета бюллетеней повесить в УИКах, оглашать промежуточную явку на участках, использовать специальные защищенные пакеты для перевозки бюллетеней.
Воодушевленная этими предложениями Памфилова согласилась: «Давайте сделаем Петербург пилотным и эталонным регионом, а потом это пойдет на всю страну». Ее коллеги из Горизбиркома добавили: в Петербурге помимо планируемого видеонаблюдения есть идея попробовать использовать на протоколах QR-коды, чтобы каждый наблюдатель мог зафиксировать с помощью сканирования шифра данные подсчета голосов.
Задумка нашла отклик у «Наблюдателей», активисты перечислили ряд проблемных ТИКов, где хорошо было бы протестировать такое нововведение. В части из них были переизбраны председатели, при которых на прошлых выборах фиксировали скандалы.
«Я знаю, что есть наиболее проблемные комиссии, которые нам достались, можно сказать, по наследству. Я уже попросила Виктора Панкевича взять их под особый контроль», – отреагировала Памфилова.
Завершая разговор, она вновь напомнила, мол, есть сигнал на честность и открытость, и даже полиция уже настроена на нерепрессивные действия по отношению к наблюдателям.
«Хотя потрудиться должны и сами избиратели. Чтобы они не просто пришли проголосовать, а посмотрели за кого, проверили на вшивость тех, кого выбирают. А наши действия должны их к этому подвигнуть, мы должны дать понять, что от людей что-то зависит. Помните раньше рубрику в «Литературной газете»? Хотя вы молодые, наверное, – нет. Вот пишите мне письма «Если бы председателем ЦИКа был я». Я благодарна всем, кто проявляет инициативу. Мы отладим эту систему».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»