Всю правду о телепортации, и о том, на что пойдут миллиарды из российского бюджета, рассказал "Фонтанке" Валентин Макаров, готовый показать бизнесу путь к научному прорыву.
Публикация газеты «Коммерсантъ» «Десять миллиардов готовят к телепортации» взорвала соцсети. В ней рассказывается о планах развития в России ряда перспективных технологий, включая квантовые вычисления, беспилотные системы и даже телепортацию, на которые, как сообщает издание, в ближайшие годы может быть выделено 7 млрд рублей из федерального бюджета.
Директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков опроверг информацию. «Ничего подобного в дорожной карте не было, нет и быть не может», – прокомментировал он. Один из разработчиков дорожной карты SafeNet, глава объединения ИТ-компаний Руссофт Валентин Макаров, в интервью «Фонтанке» подтвердил, что телепорт в ближайшие 20 лет в России навряд ли появится, но выделять средства на перспективные исследования все же необходимо, уверен он.
- Валентин Леонидович, правительство, правда, так увлеклось новыми технологиями, что обсуждает выделение миллиардов на телепортацию?
– Конечно нет, хотя звучит красиво. Но так обычно и должны звучать заголовки, чтобы читали статьи. Сегодня действительно состоялось заседание межведомственной рабочей группы, возглавляемой вице-премьером Аркадием Дворковичем и помощником президента РФ Андреем Белоусовым. Там рассматривались вопросы, связанные с НТИ (Национальной технологической инициативой, созданной Агентством стратегических инициатив по поручению президента. — Прим.ред.). Однако непосредственно по SafeNet были только согласованы руководители рабочей группы, это заняло пять минут.
- На сайте Агентства стратегических инициатив говорится, что ее руководитель — вы.
– До этого я был, так сказать, «инициативник», самозванец, который стал де-факто координатором рабочей группы SafeNet в мае 2015-го довольно случайно. Сейчас моя кандидатура была официально представлена. Окончательное утверждение должно произойти на заседании президиума комиссии по модернизации. После этого будет сформирован состав рабочей группы, доработана дорожная карта.
- Но дорожная карта уже есть. Иначе на что ссылается «Коммерсантъ»?
– Статью «Коммерсанта» я не видел, так как заседал в правительстве. Но название вызвало удивление. Оно намекает на то, что мы будем тратить миллиарды на телепортацию и искусственный разум. Хорошо, что я вчера отказался дать комментарий, а то бы не стал сегодня соруководителем рабочей группы.
- То есть вы не просите у правительства миллиарды рублей на строительство телепорта?
– Что касается денег в 2016 – 2017 гг. – это абсолютная неправда. Видимо, журналисты взяли один из самых первых вариантов дорожной карты, который был подготовлен полгода назад. Вообще, первую дорожную карту делала группа экспертов, которая собралась на форсайт-флоте в мае прошлого года. Это был такой проект Агентства стратегических инициатив — несколько туристических корабликов плыли по Волге, там устраивался мозговой штурм по выработке направлений Национальной технологической инициативы. Возглавляя Руссофт (объединений российских ИТ-компаний со штаб-квартирой в Петербурге. — Прим. ред.), я увидел в проекте НТИ большую перспективу для ИТ-компаний, в чем я еще более убедился после встречи с Дмитрием Песковым, одним из авторов НТИ. Поэтому я принял участие в этом проекте. Так зародилась идея SafeNet. Потом мы это доработали с участием представителей бизнеса — например, Лаборатории Касперского, Ростелекома, Центра речевых технологий и т.д. – и оформили в виде дорожной карты. Сейчас сформирована официальная рабочая группа, в которую входят уже представители государства, Академии наук, вузов. Что останется после того, как эта группа рассмотрит нашу дорожную карту, я не могу дать гарантий. Но надеюсь, что некая преемственность все же будет.
На 2016 год из бюджета НТИ на SafeNet не выделят ничего, так как еще нет утвержденной дорожной карты. В 2017 году, почти уверен, что будут выделены суммы в размере несколько млн рублей на устроение конференций, работу экспертов и подобную работу. О серьезном финансировании можно будет говорить не раньше 2018 года.
- Объясните, пожалуйста, в таком случае, что такое Национальная технологическая инициатива, кому и зачем она нужна? Какова роль Петербурга в ее создании?
– По мнению экономистов, мы находимся в начале шестой волны Кондратьева, на пороге нового технологического уклада. И этот уклад будет базироваться на конвергенции ИТ и других секторов экономики, традиционных и инновационных. Сейчас мы можем сделать прогноз, как будут развиваться технологии, когда мы будем на гребне волны, какие рынки они создадут. Если мы будем это понимать и развивать приоритетные технологии, менять законодательство, учить людей и так далее, то через 10 – 15 лет сможем занять 10 – 20% новых рынков — например, беспилотных автомобилей, беспилотных летательных аппаратов и так далее. Если это удастся реализовать, у нас будет самый высокий уровень жизни, много денег на медицину и здравоохранение.
Когда я узнал про НТИ, то осознал, что это правильное направление для компаний Руссофта. Новое «железо» и новый софт — это основа для развития любых рынков НТИ. Но вообще, Петербург оказался в числе инициаторов и других рабочих групп — MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа. — Прим. ред.) и TechnoNet (инженерный софт. — Прим. ред.).
- В дорожной карте, которая оказалась в распоряжении «Коммерсанта», говорится о создании киберфизических систем. Звучит как что-то из области научной фанстастики. Можете пояснить, что это значит?
– Человек ограничен в своих физических возможностях, доверить ему управление сложными процессами — это неэффективно и рискованно, поэтому мы вынуждены передавать управление ими так называемым киберфизическим системам. Сфера их применения — беспилотные самолеты, автомобили и трактора, «умная энергетика» и «умные города», которые без человека управляются, все что объединяется концепцией Internet of Things (интернет вещей. — Прим. ред.).
- То есть мой холодильник будет автоматически понимать, что закончились продукты, и делать заказ в интернет-магазине без моего участия? И что нужно сделать, чтобы это появилось?
– Первая задача — создание инфраструктуры, которая бы обеспечила полную безопасность таких процессов. То есть у любого «умного холодильника» должна быть система, которая смогла бы обеспечить невмешательство извне. Это может быть реализовано с помощью уже имеющихся технологий. Например, процессоров, которые используют так называемый «защищенный режим вычислений». Обеспечить передачу информации между объектами в «умной энергетике» или между банками можно по каналам, защита которых осуществляется на новых физических принципах квантовых коммуникаций. Работы в этом направлении начнутся уже в этом году. Технопарк Санкт-Петербурга получил 30 млн рублей на создание инжинирингового центра. Мы договорились использовать его в интересах SafeNet и привлечь к этому ведущие вузы города. Надеемся уже в 2017 году выпустить прототип системы квантовой криптографии и элементов промышленного интернета.
То есть мы не тратим миллиарды рублей, чтобы разработать что-то новое, а небольшие деньги – чтобы объединить существующие разработки. Потом пойдем искать деньги на рынке, чтобы на основе полученных прототипов делать реальные продукты для реальных операторов.
- С «интернетом вещей» все более-менее понятно. Но в версии дорожной карты, с которой познакомился «Коммерсантъ», говорится о более футуристических вещах. Например, об использовании природных явлений для передачи информации. Можете пояснить, это как? Мы будем устраивать землетрясения, чтобы сообщить другу, что опаздываем на встречу?
– Действительно, ученые обсуждают возможности передачи информации по каналам, которые кажутся фантастическими. Но это пока уровень исследований, и даже понимающим людям сложно эти вещи сформулировать. Поэтому пока говорить об этом рано — иначе можно напугать обывателей. Как с телепортацией — пока это не то, что представляется большинству из нас по популярным блокбастерам.
- Так что все-таки с телепортом? Построите его к 2035 году или нет?
– Телепортация осуществляется уже сейчас. Есть так называемые спутанные кванты – у них совершенно одинаковые характеристики, и даже если их поместить в разную среду, они будут повторять идентично действия друг друга. Фактически это и есть телепортация. Но это не то же, что телепортация физического объекта. И пока это сфера фундаментальной науки. Поэтому говорить, что к 2035 году у нас будет телепортация человека или бегемота, — это смешно. Но если в этом направлении не проводить исследований, у нас не будет ничего. Смеяться над тем, что мы намерены заниматься телепортацией и тратить на это миллиарды рублей, — это нехорошо.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»