Банк России намерен значительно ужесточить правила игры в финансовом секторе. Однако отвечать по всей строгости международных стандартов готовы далеко не все банки, опасаются участники рынка.
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина заявила сегодня в Петербурге в ходе Международного финансового конгресса о грядущем усилении регулирования банковской сферы. Среди мер – троекратное повышение требований к капиталу федеральных банков, увеличение стресс-тестов, ужесточение контроля. Регионалам регулятор обещает послабления в обмен на отказ от рискованных операций, а "больным" – оздоровление по собственному рецепту.
Центробанк готовит российском банкам серьезный стресс-тест. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что в планах регулятора в ближайшее время усилить регулирование и надзор за финансовыми организациями. По ее словам, несмотря на то, что способность отечественного банковского сектора противостоять внешним угрозам существенно возросла, накопленные кредитными учреждениями проблемы оказались масштабнее, чем ожидалось.
Особенную обеспокоенность вызвали ситуации, когда банк выдает большие кредиты своим собственникам и связанным с ними компаниям. Вдобавок банки накопили значительный объем активов за рубежом, вне юрисдикции РФ. Как правило, такие средства идут опять же на кредитование собственников либо на фиктивное увеличение капитала. Недовольство регулятора вызывают также злоупотребления при санации банков.
"Мы должны оздоровить финансовый рынок, освободить его от слабых и недобросовестных финансовых институтов", – заявила Набиуллина. Впрочем, в ходе пресс-конференции уточнила, что цифры, сколько игроков должно остаться на рынке, а сколько его покинуть, у регулятора нет.
Ранее сообщалось, что в 2015 году лицензии были отозваны у 93 российских банков и небанковских кредитных организаций (9% от общего числа на начало года), и наиболее распространенной причиной лишения лицензий стали высокорискованная кредитная политика и проведение сомнительных операций в крупных объемах.
По базельскому счету
В качестве одной из мер, с помощью которых ЦБ намерен повышать сознательность кредитных организаций, Эльвира Набиуллина назвала повышение требований к минимальному капиталу федеральных банков до 1 млрд рублей в течение двух лет. Сейчас, согласно закону "О банках и банковской деятельности", минимальный размер собственных средств составляет 300 млн руб.
ЦБ намерен более активно использовать инструмент стресс-тестов. "Результаты стресс-тестирования будут учитываться при принятии решений надзорного характера, в частности при оценке возможности присоединения одного банка к другому, согласования плана финансового оздоровления и других решений", – подчеркнула глава ЦБ РФ. Первые проверки крупнейших банков начнутся в 2017 году.
Будут вводиться и другие требования, разработанные Базельским комитетом по кредитному надзору (так называемый стандарт "Базель-3"), например в части по уровню ликвидности и рисков на одного заемщика.
Однако небольшие региональные банки ЦБ пообещал избавить от избыточного регулирования. Им оставят планку минимального капитала в сегодняшние 300 млн и разрешат не соблюдать "технически сложные международные стандарты" – но в обмен на ограничения. Им будет разрешено размещать средства на рынке межбанковских кредитов только через центрального контрагента. И будет запрещено проводить трансграничные операции и открывать филиалы за пределами своего субъекта Федерации и граничащих с ним.
Центробанк также планирует ужесточить контроль над банковскими и финансовыми группами, установив для них обязательные нормативы и требования к системам управления рисками и капиталу, к деловой репутации членов совета директоров, руководителей головной организации.
Санация напрямую
Осенью ЦБ предложит Госдуме проект создания фонда консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков.
По словам главы ЦБ, действующая система, основанная на предоставлении Агентством страхования вкладов долгосрочных льготных кредитов банкам-санаторам, работает неэффективно. Получив деньги, кредитные организации зачастую не инвестируют в санируемое, используют их для размещения своих плохих долгов. В результате оздоровление откладывается.
По уже идущим процедурам ЦБ намерен ужесточить контроль и запретить санаторам ухудшать положение санируемых своими плохими активами. А впоследствии регулятор намерен заниматься оздоровлением самостоятельно – минуя АСВ.
"Оперативное управление санируемым банком может осуществлять специально учрежденная управляющая компания. Таким образом, восстановление устойчивости санируемого банка будет осуществляться под контролем ЦБ, докапитализация не будет откладываться", – сказала Эльвира Набиуллина. При необходимости плохие банки смогут реорганизоваться и объединяться, а потом будут продаваться на рынке.
Как позже пояснил первый заместитель Набиуллиной Алексей Симановский, отличие предложенной ЦБ схемы от действующей в том, что деньги банкам будут выдаваться на невозвратной основе. По его словам, такой подход дает возможность экономии предоставляемых средств, примерно 1,6% по сравнению с существующим.
Объем фонда капитализации банковского сектора пока не определен. Однако, по прогнозу Эльвиры Набиуллиной, число кандидатов на санацию сохранится на уровне предыдущих лет. За последние три года оздоровления потребовали 28 кредитных организаций.
Ранее ЦБ также заявлял о возможности применения механизм bail-in, который позволяет при санации использовать средства кредиторов, денежные требования которых превращаются в акции или размещаются на субординированных депозитах.
За регулирование, но против зарегулирования
Банкиры к объявленным инициативам отнеслись сдержанно. "Пока нет конкретики, рано говорить о каком-то влиянии", – говорит глава Энергомашбанка Павел Селезнев.
Однако опасение вызвали и форсированные темпы введения международных стандартов. "Подгонять российскую банковскую систему под швейцарские стандарты преждевременно, наша банковская система развивается 20 лет, тогда как швейцарская 200", – считает Павел Селезнев.
"При обязательности "Базель-3" возможны определенные сложности", – соглашается глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
При этом решение ЦБ разгрузить региональные банки участники рынка одобрили. "Это шаг для снижения нагрузки, он будет способствовать увеличению прибыльности и улучшит условия для более активного кредитования малого и среднего бизнеса", – сообщил глава Ассоциации региональных банков России и председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.
Что касается изменения механизма санации, то для проблемных банков, скорее всего, не будет большой разницы, через кого идут деньги – через АСВ или ЦБ напрямую, считает Павел Селезнев.
"При таком подходе будет больше возможности для санирования, а не лишения лицензии", – считает президент банка Siab Галина Ванчинова.
Однако общее ужесточение регуляторной политики неизбежно приведет к сокращению числа игроков, считает она. "Понятные правила регулирования – это плюс для рынка. Но главное, чтобы регулирование не перешло некую грань. Зарегулирование вредно для отрасли", – заключила она.
Галина Бояркова, "Фонтанка.ру"