Отшлёпать ребёнка - это нестрашно, соглашаются с РПЦ собеседники «Фонтанки». Страшно, добавляют они, когда нанесение побоев детям одобряет церковь.
На днях РПЦ выступила в защиту телесных наказаний для детей. Изменения в законодательстве, по которым за побои детям можно получить срок, противоречат, как выяснилось, нашим традиционным ценностям.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ выразила глубокую обеспокоенность изменениями в законодательстве, согласно которым побои, нанесённые родителями детям, уголовно наказуемы. «Это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей», – считают в РПЦ. Запрет на телесные наказания представители назвали «запретом на воспитание». Такая норма, по их мнению, «не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества». Она «направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей» и вообще «не имеет нравственных оправданий и юридических оснований».
Таким образом церковь отреагировала на закон, который на днях подписал президент Путин. Закон этот, в частности, вносит изменения в статью 116 УК РФ о побоях. Побои становятся административным правонарушением, если не повлекли вреда здоровью побитого и если жертва – взрослый. Побои, нанесённые ребёнку, остались в Уголовном кодексе и могут быть наказаны реальным тюремным сроком. Именно это и вызвало тревогу в Патриаршей комиссии.
– Хотелось бы посмотреть, на что именно ссылаются деятели православной церкви, говоря об этом, – заинтересовался в разговоре с «Фонтанкой» писатель и журналист Денис Драгунский.
Отвечаем: деятели церкви ссылаются на свой основополагающий документ – Священное Писание, которое, утверждают в РПЦ, «рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей». Попытки государства ограничить это родительское право «противоречат учению Православной Церкви» – считают в РПЦ.
Член Общественной палаты, глава общественной организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер напоминает ещё один документ, проповедующий «любовное» наказание детей и лежащий в основе наших «традиционных ценностей». Это «Домострой» времён Иоанна Грозного, составленный духовником царя: «Казни сына своего от юности его, и да упокоит тя в старости твоей, – цитирует по памяти правозащитник. – И не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет, а здоровее будет… Сокруши ему рёбра, пока растёт».
– «Семейные традиции» в этом плане – абсолютно страшные, – считает Борис Альтшулер. – И если вот это понимает РПЦ под семейными традициями, которым надо следовать, то такая церковь в России не нужна. Хотя я уверен, что до такого они не опустились.
На случай, если всё-таки «опустились», он предлагает деятелям церкви, переживающим из-за того, что папаша не сможет безнаказанно побить чадо, изучить доклады Следственного комитета о семейном насилии.
– Следственный комитет бьёт по хвостам, когда уже случилось страшное: когда ребёнок погиб из-за насилия в семье, – считает Борис Альтшулер. – Это страшно, что происходит. И надо какой-то барьер положить недопустимому насилию в семье.
При этом он напоминает, что «у каждой медали есть две стороны»: кое в чём РПЦ может быть права.
– Православная церковь озабочена перегибами в правоприменительной практике Уголовного кодекса, когда начнут наказывать добропорядочных родителей, которые любят своих детей, но могут шлёпнуть, – согласен Борис Альтшулер. – Поэтому позиция церкви должна быть некой установкой для правоприменителя: не надо впадать в шизофрению.
Автор бестселлера «Ребёнок и уход за ним» педиатр Бенджамин Спок, страшно сказать – американец, тоже был в некотором смысле сторонником семейного рукоприкладства. «Если родители сердятся, но не шлёпают ребёнка, их раздражение может проявиться по-другому, – писал доктор Спок. – Например, они могут пилить ребенка весь день или стараться пробудить в нём чувство глубокой вины. Я не пропагандирую физическое наказание, но я считаю, что оно менее вредно, чем продолжительное глухое раздражение. Шлёпнув ребёнка, вы отведёте душу, и всё станет на свои места».
– Вот поэтому я так люблю доктора Спока, – реагирует на цитату в разговоре с «Фонтанкой» детский писатель Эдуард Успенский. – Я тоже так считаю.
На вопрос о том, где граница между «побои» и «шлёпать», он отвечает вполне конкретно.
– Могу, если хотите, нарисовать, – предлагает создатель Чебурашки и Кота Матроскина. – Есть одно удобное место. Шлёпнуть ребёнка по попе – нестрашно и небольно. А иногда надо и без обеда оставить. Какие-то меры наказания должны быть обязательно.
Денис Драгунский признаётся, что не может однозначно ответить на вопрос, можно ли шлёпнуть ребёнка, если тот ведёт себя из рук вон плохо. Но давать индульгенцию на семейное насилие – это хуже некуда.
– Нельзя сказать, что ребёнок абсолютно неприкосновенен, – рассуждает Денис Драгунский. – Нельзя сказать, что любого человека, который шлёпнет своего ребёнка по попе, не больно и не унизительно, надо тащить в тюрьму. Но говорить, что детей бить можно и нужно, – вот это преступление.
Ещё он напоминает деятелям РПЦ, что побои – совсем не то же самое, что шлёпнуть. И служителям культа, считает писатель, лучше бы «взывать к родителям о милосердии к детям, чтобы не трогали маленьких».
– То, что побить ребёнка, именно побить, остаётся уголовным преступлением, – это, конечно, правильно, – уверен Драгунский. – Не надо путать шлепок по попе и побои. Я не правовед, но я понимаю, что побои – это, видимо, нанесение телесных повреждений кому-то беспомощному, кому-то, кто слабее тебя. Одно дело – вмешаться в драку и кого-то побить, другое – побить инвалида-колясочника. Вот так и с ребёнком. Ребёнок не может ответить – треснуть папашу, который его избивает. Он маленький и слабый. Поэтому побои в отношении ребёнка – это преступление.
Священник Николай Савченко, отец пятерых детей, просит не путать «народные обычаи», к которым относятся телесные наказания детей, с христианскими учениями. К тому же рукоприкладство к детям, замечает он, – это всё-таки мера ветхозаветная.
– В «Ветхом Завете» мы можем увидеть, что телесные наказания для детей не только не запрещались, но даже поощрялись, – говорит он. – «Новый Завет» принёс учение о любви, поэтому всё-таки мы должны обходиться без этого.
Но сам он, признаётся «Фонтанке» священник, иногда детей наказывает, хоть и понимает, что это неправильно.
– У меня пятеро детей, и я вынужден признаться, что иногда, в очень редких случаях, вынужденно, но я к этому прибегаю, – смеётся он. – Бывает такое. Я могу шлёпнуть ребёнка по мягкому месту, но только для того, чтобы избежать драки, конфликта между детьми, чтобы уберечь ребёнка от каких-то более тяжёлых последствий поступка. Конечно, я знаю, что в мире стараются запретить любые телесные наказания для детей. И мне кажется, что это объективный путь развития, который не только не противоречит христианству, но даже ему следует.
Глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин совсем категоричен: физически наказывать детей нельзя никогда, никак, ни в коем случае.
– Это категорически недопустимо по любым нормам – нравственным, религиозным, – убеждён он. – Многие начинают интерпретировать в своих интересах религиозные тексты, но это не более чем интерпретация со стороны каких-то клириков. Клириков много, у них часто между собой мнения не совпадают. Поэтому относиться к их заявлениям всерьёз не стоит. Бить детей категорически недопустимо.
И с доктором Споком он тоже категорически не согласен.
– Бейте по лбу себя, – предлагает он. – Хочется поднять руку на ребёнка – начните с себя: разбегитесь и врежьтесь лбом в стенку.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»