Отец и сын Александровы судятся с «Метростроем», будучи одновременно его акционерами и руководителями. «Фонтанка» узнала подноготную необычного процесса.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти начал рассматривать иск гендиректора «Метростроя» Вадима Александрова и его сына Николая, который трудится заместителем отца. Ответчиком выступает не кто-либо, а сам же «Метрострой», в котором Александровым принадлежат 37% акций. Как выяснила «Фонтанка», они пытаются оспорить договор поручительства по кредиту в 700 млн рублей, взятому АО «Компакт» для строительства ЛАЭС-2. Иначе эти деньги могут взыскать с самого «Метростроя».
Изначально иск Вадима и Николая Александровых к «Метрострою» выглядел весьма необычно: руководство и собственники вдруг решили публично выяснить отношения с собственной компанией. Известно было только то, что третьим лицом выступает Связь-банк и что топ-менеджеры решили оспорить некий загадочный договор поручительства. Атмосферы таинственности добавлял сам Вадим Александров, который в комментарии «Фонтанке» не раскрыл сути обращения, но заверил, что оно носит «формальный характер».
11 июля состоялось первое заседание Арбитражного суда, на котором наконец стало понятно, что именно решили оспорить бессменный директор предприятия и его сын. Сразу же стало понятно, что подлинным ответчиком является Связь-банк: юристы «Метростроя» и семьи Александровых сели вместе, их коллега из банка – напротив. Последовало и необычное ходатайство: «Метрострой» попросил сделать себя… истцом. Хотя изначально иск подавался именно к нему.
Как стало известно на процессе, «Метрострой» выступил поручителем по кредиту, привлеченному АО «Компакт» в конце 2013 года. Реестр акционеров этой компании скрыт, однако ее руководитель Клименти Касрадзе долгое время был председателем совета директоров «Метростроя» и его миноритарным владельцем. Кроме того, Касрадзе вместе с Николаем Александровым владеет банком «Невастройинвест», зарегистрированным по одному адресу с «Компактом» и имеющим претензии со стороны правоохранительных органов.
«Компакт» работал на многих объектах «Метростроя», в частности на строительстве ЛАЭС-2. Здесь предприятие Клименти Касрадзе занималось бетонированием конструкций здания реактора, здания управления и здания паровой камеры. В ноябре 2013 года «Компакт» для пополнения оборотных средств заключил договор с государственным Связь-банком. Сумма кредита составила около 700 млн рублей. Эти деньги, по данным «Фонтанки», предприятие как раз планировало использовать для работ на ЛАЭС-2. Сумма для «Компакта» была серьезная: по данным СПАРК, на конец 2012 года совокупная кредиторская задолженность компании составляла 800 млн рублей. Именно по этой причине, судя по всему, ему и потребовалось поручительство «Метростроя».
Со стороны «Метростроя» его подписали первый замдиректора Владимир Харенков и главный бухгалтер Надежда Зубенко. При этом они якобы не получили согласия совета директоров, в который помимо семьи Александровых входят также представители второго крупного акционера – Смольного. Городское правительство через «Петербургский метрополитен» и комитет имущественных отношений контролирует около 46% акций «Метростроя».
Сейчас «Компакт» испытывает серьезные финансовые трудности. По данным СПАРК, в 2015 году к нему было подано исков на 1,4 млрд рублей, при этом сама компания требует через суд только 100 млн рублей. Сейчас рассматривается дело о банкротстве «Компакта», к которому потихонечку присоединяются его кредиторы. Процедура наблюдения на предприятии, работавшем в «Сколково» и строившем самарский аэропорт «Курумоч», может быть введена уже в сентябре. В Kartoteka.ru указано, что задолженность на 56 млн рублей уже находится в работе у приставов.
В этих условиях возможное банкротство «Компакта» может затронуть и «Метрострой»: при негативном сценарии банк может попробовать взыскать эти 700 млн рублей с поручителя. Судя по всему, в этих условиях Александровы и пошли на такой крайний шаг, как иск к собственной компании. Более того, в их заявлении действия первого замдиректора Владимира Харенкова и главбуха Надежды Зубенко названы «злонамеренными». Хотя тот же Харенков формально остается правой рукой Вадима Александрова и по сей день (Надежда Зубенко уже уволилась). В итоге банк попросил привлечь в качестве свидетелей сотрудников «Метростроя», поручившихся за «Компакт» без ведения совета директоров. Им, судя по всему, придется покаяться в злонамеренности, чтобы соответствовать образу, нарисованному в исковом заявлении.
В самом «Компакте» не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию, в Связь-банке отказались от комментариев.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»