Все строящиеся станции метро Петербурга могут быть введены позже заявленного срока. Такой нерадостный прогноз дал директор «Метростроя» Вадим Александров.
Сейчас «Метрострой» – впервые в своей истории – работает сразу на четырех ветках метро: заканчивает Фрунзенский радиус, строит продолжение Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий, приступил к возведению новой, Калининско-Красносельской. Местные жители ждут их десятилетиями. Однако вполне вероятно, что им придется поставить в своих календарях новые даты прихода подземки.
Калининско-Красносельская линия
Спальные микрорайоны юго-запада Петербурга в настоящее время не имеют собственной станции метро. Купившие здесь квартиры петербуржцы вынуждены добираться на автобусах, трамваях или троллейбусах до «Автово», «Ленинского проспекта» или «Проспекта Ветеранов». Смольный уже давно обещает протянуть сюда Калининско-Красносельскую линию метро, однако сроки пуска первой очереди ветки несколько раз откладывались.
В первую очередь должны войти шесть станций: «Юго-Западная», «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Обводный канал-2». В 2015 году наконец был заключен контракт с «Метростроем» стоимостью 37 млрд рублей. Однако в рамках него будут построены только два вестибюля – «Юго-Западной», которая будет находиться на пересечении улиц Маршала Казакова и Маршала Жукова, и «Путиловской», которая станет пересадочной на «Кировский завод». При этом официальный срок запуска движения отнесен на 2022 год: это связано с тем, что до чемпионата мира по футболу Калининско-Красносельскую линию будут финансировать по остаточному принципу, нарастив ассигнования только после мундиаля.
Первую очередь разделили на два отрезка не от хорошей жизни: уже несколько лет городские власти не могут решить вопросы с собственниками земель, на которых будут стоять вестибюли и шахты метро. Сначала удалось договориться по «Юго-Западной» и «Путиловской», после чего эти станции выделили из общего проекта и, пропустив через экспертизу, отдали в работу «Метрострою». Однако готовой документации по оставшимся четырем вестибюлям по-прежнему нет. В связи с этим среди метростроителей сложилось опасение, что в 2022 году Калининско-Красносельская линия будет состоять только из двух станций, по которым туда-сюда будут курсировать поезда. А до «Обводного канала-2» ветку дотянут чуть позже.
«Так и будет», – дал свой прогноз директор «Метростроя» Вадим Александров, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки». Впрочем, проектировщики говорят, что шанс пустить движение по всей первой очереди еще есть. Как рассказал источник в «Ленметрогипротрансе», проект на четыре станции («Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Обводный канал-2») будет готова через год – летом 2017 года. «К концу года мы пройдем экспертизу, после чего можно будет объявлять тендер на строительство. Работы начнутся в 2018 году, когда как раз уже не будет объектов чемпионата мира», – говорит собеседник нашего издания.
Для того, чтобы в 2022 году можно было пустить движение, в «Ленметрогипротрансе» предлагают перенести срок открытия вестибюлей «Боровой» и «Броневой». При таком варианте событий поезда будут проходить их без остановки, как когда-то «Адмиралтейскую». Эти станции будут находиться у одноименных железнодорожных платформ и считаются не столь важными, как та же «Заставская» (пересадка на «Московские ворота») или «Обводный канал-2» (переход на фиолетовую линию). Добавим, что стоимость второго отрезка Калининско-Красносельской ветки оценивается в 60 – 65 млрд рублей, но ее могут снизить – например, на некоторых станциях сделают только один наклонный ход вместо двух.
«Это очень большая сумма. Мы сейчас сразу на четыре линии выделяем по 20 млрд рублей в год. Кроме того, пока нет проектной документации, мы не можем называть точные сроки. Поэтому прогноз Александрова, что мы будем иметь линию из двух станций, звучит реально», – поделился мнением собеседник в Дирекции транспортного строительства.
Фрунзенский радиус
Хвататься за сердце придется не только жителям юго-запада. Общаясь с журналистами, директор «Метростроя» Вадим Александров намекнул, что три оставшиеся станции Фрунзенского радиуса могут ввести лишь в конце 2018 года, а не в декабре 2017-го, как обещают власти. Напомним, что «Фрунзенским радиусом» называется часть пятой линии, которая проходит по территории Купчино. С конца 2013 года «Метрострой» ведет строительство последнего отрезка – от «Южной» до «Международной», с промежуточными станциями «Дунайская» и «Проспект Славы».
Согласно проекту, утвержденному в экспертизе, стоимость строительства должна была составить 35 млрд рублей. Однако тогдашний вице-губернатор Марат Оганесян дал указание срезать смету почти на 30% – до 26 млрд рублей. «Метрострой», кряхтя, взялся за работы, но потом неоднократно жаловался, что работает себе в убыток. При этом, в соответствии с контрактом, пустить движение «Метрострой» должен в конце 2018 года. Однако город попросил его ускориться и открыть станции в конце 2017 года: к этому времени за «Южной» должно появиться одноименное депо. Без перегона до «Международной» оно функционировать не сможет.
«Мы приложим все усилия, чтобы пустить Фрунзенский радиус в декабре 2017 года», – сказал журналистам Александров. И намекнул, что «Метрострою» не хватает минимум 4 млрд рублей для того, чтобы эти усилия действительно могли быть приложены. По данным «Фонтанки», в Смольном услышали просьбы подрядчика: комитет по развитию транспортной инфраструктуры сейчас изучает, насколько достоверна нынешняя стоимость контракта, урезанная по указанию Оганесяна. А в «Метрострое», между тем, разрабатывают альтернативные сценарии: например по пуску движения без пассажиров для обслуживания депо.
«Большой проспект»
Лишний год придется ждать новой станции метро и жителям Васильевского острова. К концу 2019 года «Метрострой» должен построить здесь станцию «Большой проспект», которая будет находиться на пересечении Большого проспекта и 24 – 25-й линии. Отсюда поезда пойдут к «Спасской», остановившись по дороге на «Театральной». Правда, пока существует вариант, при котором вестибюль «Театральной» появится на год позже, поэтому выйти на ней будет нельзя.
Стоимость контракта на перегон «Спасская» – «Большой проспект» составляет 21 млрд рублей. Чтобы успеть сдать станцию к концу 2019 года, в 2017 году «Метрострой» должен начать проходку тоннелей сразу тремя щитами: от «Спасской», от «Театральной» и с Васильевского острова. Как рассказал Вадим Александров, для этого нужно увеличить лимиты финансирования. В соответствии с действующим вариантом Адресной инвестиционной программы, в 2017 году на этот проект будет выделено только 900 млн рублей, чего недостаточно для форсированной проходки. Из-за этого подрядчик может и не успеть к 2019 году.
«Новокрестовская»
О том, что сроки сдачи «Новокрестовской» в буквальном смысле «горят», «Метрострой» говорил еще при получении контракта в 2015 году. Предприятие считает, что Смольному нужно было начинать строительство на два года раньше. К лету 2018 года, к чемпионату мира по футболу, компания должна возвести 5,2-километровый тоннель под Невой и Финским заливом и вестибюли двух станций, в том числе на намывной территории. Для ускорения работ предприятие пошло на эксперимент: укладка путевого основания ведется вместе с проходкой, для чего в Германии была заказана специальная тележка.
В условиях тотального цейтнота каждый день – на вес золота. Проходка ведется от стартового котлована на Туристской улице. Весной, подходя к будущей станции «Беговая», «Метрострой» оказался в зоне водонасыщенных грунтов – здесь когда-то проходило старое русло Невы. Из-за этого темпы строительства упали, сейчас отставание от графика оценивается в 1,5 месяца. В итоге, как рассказал Вадим Александров, на «Приморской» щит вынырнет в мае 2017 года вместо марта. «По нормативу у нас 4,5 года, а мы должны построить за 2,5 года. Кому ни расскажу из специалистов, мне все говорят: "Ты что – "ку-ку"?!", – так он оценивает текущие сроки возведения «Новокрестовской».
В «Метрострое» все время заверяют, что постараются построить метро к мундиалю. С политической точки зрения, этот объект является более важным. Вряд ли Смольный сможет внятно объяснить Москве, почему не смог обеспечить транспортную доступность «Зенит-Арены», несмотря на 14 млрд рублей федеральных денег. А вот жителей спальных районов можно всегда попросить потерпеть еще годик-другой.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»