Герой России, участник боевых действий в Чечне Алексей Махотин обвинен в разжигании межнациональной розни за несогласие увековечить имя Ахмата Кадырова мостом в Петербурге.
Совет Героев Петербурга сокращен на одну единицу. 14 июля бывший командир сводного отряда спецназа «Тайфун» Алексей Махотин заявил о выходе из организации после жаркого диспута о названии моста в честь Ахмата Кадырова. Президиум Совета посчитал, что позиция полковника разжигает межнациональную рознь и противоречит государственным интересам.
Последнюю неделю сотрудники силовых подразделений Петербурга в телефонных переговорах фамилию Махотин упоминают едва ли не чаще, чем своих начальников. Обсуждают демарш 55-летнего Героя России, участника боевых действий в Чечне, после того, как мост через Дудергофский канал был назван в честь Ахмата Кадырова. Махотин поддержал топонимический бунт и заявил о выходе из петербургской организации «Совет Героев» (СГ).
Алексей Махотин с 1993 года руководил оперативно-боевым отделением СОБР РУБОП по Петербургу и области. Участвовал в первой чеченской кампании. В 1999 году возглавил боевую и служебную подготовку отряда специального назначения петербургского ГУИН «Тайфун», впоследствии был назначен начальником оперативного отдела собственной безопасности. Во второй чеченской войне командовал отрядом «Тайфуна», участвовал в разгроме боевиков в Аргунском ущелье в феврале 2000-го и бою за Комсомольское в марте. Звезду Героя получил в 2001-м.
Отношение к мосту Кадырова Совет Героев имеет прямое, если не ключевое. 25 апреля 2016 года топонимическая комиссия Петербурга столкнулась с проблемой при увековечивании имени первого президента Чечни. Помимо отрицательного мнения губернатора Георгия Полтавченко (Кадыров не играл роли в жизни Петербурга), не хватало еще ходатайства от общественной организации. Роль буксира примерил СГ, в который среди прочих входят участники боевых действий в Чечне.
Совет Героев возглавляет генерал-майор Геннадий Фоменко. Он командовал полком внутренних войск в первую чеченскую кампанию 1994 – 1996 годов. В 1999-м возглавил 21-ю бригаду особого назначения внутренних войск. Как указано на сайте «Герои страны», бригада Фоменко в 1999 – 2000 годах потеряла около ста бойцов. Звание Героя России присвоено в январе 2000 года. В 2014-м СГ выступил инициатором и заказчиком арки Победы в Красносельском районе и собирателем пожертвований. В Совет Героев Петербурга до недавнего времени входили 56 человек.
По информации «Фонтанки», 4 мая 2016 года в офисе на Невском, 44, собрался президиум СГ и обсудил тему Кадырова. Единства мнений не случилось, и решение обратиться в топонимическую комиссию с просьбой присвоить мосту имя первого президента Чечни не состоялось.
25 мая на имя вице-губернатора Владимира Кириллова (возглавляет топонимическую комиссию) поступило обращение от имени Совета Героев за подписью Геннадия Фоменко. На двух страницах была расписана непростая биография Ахмата Кадырова.
«Свое участие в противостоянии федеральным силам в 1994 – 1996 годах, как и все чеченцы, объяснял заблуждением в том, что им тогда казалось, что Россия стремится лишить их независимости и приобретенной свободы, играла свою роль и подогреваемая обида за выселение чеченцев с родной земли», – указано в письме. В нем же упомянута готовность Кадырова выступить против ваххабизма и его действия и решения, которые «способствовали быстрому восстановлению управления и конституционного строя»; «Все участники боевых действий, в том числе и население России, увидели свет окончания вооруженного конфликта»; «Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, участники боевых действий на Северном Кавказе… считают уместным ходатайствовать перед вами и топонимической комиссией об увековечивании памяти Героя России Ахмата Кадырова. Это еще раз подчеркнет для нашего общества память о тех событиях, которые казались невозможными для быстрого разрешения, но благодаря таким лидерам, как Ахмат Кадыров, были разрешены».
В пояснительной записке Геннадий Фоменко сослался на свой положительный опыт знакомства с Кадыровым во вторую чеченскую кампанию.
«Ходатайство об увековечивании памяти Ахмата Кадырова – это не дань времени, не минутный душевный порыв. В этом предложении символично совпадают и вписываются в новейшую историю России духовные ценности, мужество, стойкость и героизм многих поколений россиян, преемственность верности России и примеры героизма при защите от ее внешних врагов и защите ее конституционного строя».
30 мая топонимическая комиссия на памятном заседании за закрытыми дверями утвердила название. Председатель комитета по культуре Константин Сухенко оперировал обращением Фоменко.
На следующий день, 31 мая, Махотин заявил о выходе из президиума СГ. Когда к нему обращалась пресса, не отказывал в комментариях. Выражал свою точку зрения, которая сводилась к тому, что далеко не все герои поддерживают инициативу организации, в которой состоят, а роль Ахмата Кадырова в истории не столь однозначна.
29 июня президиум СГ резко осудил публичность и характер высказываний Махотина и принял резолюцию. В ней, в частности, написано: «Интервью Махотина активно используется в PR-кампании СМИ, принадлежащими иностранным собственникам, для разжигания межнациональной розни между людьми на бытовом уровне и усиления националистических настроений, а также малоизвестными депутатами Законодательного собрания СПб (Б. Вишневский), скандальными политиками в преддверии выборов для охаивания исполнительных органов власти и другими лицами, в том числе для принижения статуса и роли СГ в общественной жизни города, бросает тень на правомочность принятого решения и состояния должной уставной дисциплины в организации».
Геннадий Фоменко сообщил «Фонтанке», что в части уличения полковника в разжигании розни президиум проголосовал единогласно.
По информации «Фонтанки», 14 июля Махотин отправил заявление о выходе из Совета Героев. Копии в том числе получили «Боевое братство» и «Лига ветеранов РУБОП», в которых он состоит. Собеседник «Фонтанки» в одной из организаций прочитал по телефону выдержку из заявления полковника: «Обвинения меня в разжигании межнациональной розни ничем не обоснованы. Предлагаю не осуждать меня заочно, не пригласив на президиум».
Махотин в разговоре с «Фонтанкой» был лаконичен: «Выход из Совета Героев подтверждаю. При обсуждении нового топонима следовало бы поинтересоваться мнением вдов военнослужащих. Это мое мнение».
По словам Геннадия Фоменко, при обращении к Кириллову по мосту Кадырова он сделал даже больше, нежели от него требовалось: «Я вправе принимать решения от имени организации. Голосование уставом СГ не предусмотрено. Но я провел опрос среди героев, и 90% согласились, что мост может носить имя Кадырова, в том числе десять участников боевых действий из тринадцати. Сделанное Ахматом Кадыровым для Петербурга – бесценно. В Чечню больше не отправляют эшелоны бойцов, а плачущие матери не сидят у телевизора, переживая за кровиночек. Считаю, что точка зрения Алексея Махотина негосударственная. Герои должны занимать принципиальную позицию сообразно новейшей истории в интересах нашей страны».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»