Темпы роста турпотока из Китая в Петербург замедлились в разы по сравнению с прошлым годом. Смольный и участники рынка ищут новые способы заманить гостей из Поднебесной.
Поток гостей из Поднебесной, который в последние годы стал драйвером туристического рынка Северной столицы, начал замедлять темпы роста. По данным комитета по туризму, с января по июнь 2016 года Петербург посетило 21,3 тысячи китайских туристов, что все еще на 25% больше, чем за тот же период в прошлом году. Но, для сравнения, за тот же период 2015 года их количество выросло в 2,5 раза. Чтобы вернуть динамику, власти города предлагают дублировать указатели иероглифами, а представители отрасли учат сотрудников говорить «нихао».
По данным туристической ассоциации «Мир без границ», Россию за первое полугодие 2016 года посетили почти 230 тысяч туристов из Китая. Каждый десятый из них въехал в нашу страну через Петербург. Однако если в целом по стране число китайских туристов выросло на 43% к январю – июню прошлого года, то в Северной столице только на 25%.
В комитете по туризму без труда нашли логичное объяснение торможения роста потока – исчерпан эффект от безвизового въезда для организованных групп. «Поток начал расти после визита Владимира Путина в Китай в 2014 году и последующего упрощения визового режима. Но рост в геометрической прогрессии не может быть постоянным», – считает глава комитета по туризму Андрей Мушкарев.
Напомним, сейчас группы китайских туристов численностью от 5 до 50 человек могут находиться на территории России в течение 15 суток без визы. Такая возможность является основой популярности российского направления среди жителей Поднебесной, считают в туристической ассоциации «Мир без границ». В 2015 году спрос дополнительно подстегнуло ослабление рубля, который обесценился по отношению к юаню почти в два раза.
Однако у Северной столицы популярность оттягивают другие направления. «В 2016 году в пять раз возросло число поездок в Новосибирскую область в рамках безвизового обмена, в три раза больше поездок совершили жители КНР и в Иркутскую область», – говорит исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.
Впрочем, судить о турпотоке в Северную столицу только по числу въездов нельзя, считают в комитете по туризму: как правило, китайцы, прилетая в Москву, также заезжают на поезде в Петербург.
Но чтобы не допустить иссякания потока, власти Петербурга и участники рынка вознамерились сделать город максимально дружественным к китайскому туристу.
К примеру, в начале года рекламные баннеры с китайскими иероглифами появились в витринах ДЛТ, а в объявлениях о найме на работу ретейлер начал указывать требование знать китайский язык на разговорном уровне. В период летних скидок инициативу подхватил другой премиальный универмаг – Au Pont Rouge: в его витринах красуются объявления о скидках на китайском языке.
Петр Первый, предлагающий туристам сфотографироваться с ним у Медного всадника, теперь также свободно говорит по-китайски. «Основные фразы нам предписывает учить наше руководство. В городе становится все больше китайских туристов. Нужно знать, как начать диалог», – рассказывает актер автономной некоммерческой организации «Драматический театр «Париж» Николай Нехаев. Дальнейшее обучение он прошел по своей инициативе в языковой школе и теперь может предлагать фото на мандаринском и кантонском диалекте, который используется на юге Поднебесной. «Конечно, возникают курьезные ситуации. К примеру, в китайском есть четыре так называемые тональности. Если произнести то же слово неправильно, смысл может смениться на противоположный: получится, что я предлагаю не купить фото, а продать, что вызывает бурный смех», – говорит Николай Нехаев.
Илья Трусов
О дружественности к китайскому туристу заявляют отели «Азимут», «Park Inn Пулковская», «Park Inn Прибалтийская», а также Nevsky Grand Hotel, музей «Гранд Макет Россия», ювелирный магазин «Янтарь России» и ресторан Jamie's Italian. Помимо предоставления информации на китайском они также принимают карты системы China UnionPay.
Найти общий язык с гостями из Поднебесной стремятся также власти города.
По словам нового главы профильного комитета по туризму Андрея Мушкарева, его ведомство совместно с участниками рынка и другими ведомствами уже подготовило дорожную карту по переводу информационных указателей.
«За основу взяли опыт аэропорта Пулково, который дублировал табло прилетов и вылетов на китайский», – пояснил он. По словам главы комитета по туризму, такой подход уже используется на Морском вокзале, на очереди Московский вокзал. «Также мы прорабатываем с комитетом по печати, в каких местах имеет смысл продублировать информационные указатели», – добавил он.
Впрочем, в комитете по печати к инициативе отнеслись сдержанно. «Прошлый опыт с переводом на английский язык был не слишком удачным — было много ошибок. Срок размещения этих табличек заканчивается через полгода, после чего они будут удалены», – заявил его глава Сергей Серезлеев. Впрочем, если комитет по туризму готов взять на себя ответственность за перевод и создание адресной схемы, комитет по печати готов предоставить инвентарь, уточнил он.
Также комитет по туризму намерен пригласить гостей из Поднебесной на зимовку. Из 21,3 тысячи приехавших в Петербург в первом полугодии китайских туристов 20,2 тысячи посетили город в апреле-июне. «Как правило, активный сезон длится с мая по сентябрь. Но русская зима тоже может быть брендом, надо активнее продвигать его», – заявил Андрей Мушкарев. Для этого также сформирована рабочая группа, куда вошли представители отелей, турагентств, музеев и т. д.
Впрочем, попытки реализовать такую идею предпринималась в Северной столице уже дважды. В 2002 году инициативу создания программы «Белые дни» высказала группа пятизвездных отелей, в 2013 году к этой идее вернулись чиновники Смольного. Тогдашний глава комитета по туризму Александр Шапкин предложил привлекать гостей с помощью праздников — например, Масленицы и Крещения. Однако успехом идеи не увенчались — количество гостей в летние и зимние месяцы по-прежнему отличается в разы.
Опыт предшественников не удался из-за отсутствия комплексного подхода, считает Андрей Мушкарев. «Суть в том, чтобы сформировать интересные пакетные предложения. К примеру, мы сейчас сформировали пакет «Роскошный Петербург» – пятизвездочный отель на пять дней, посещение запасников Эрмитажа за 30 тысяч рублей. Это было бы актуально для гостей из Азии и арабских стран», – пояснил он. Для европейских и российских туристов также будут создаваться комплексные предложения.
На приток китайских туристов в Северную столицу может повлиять политика федеральных властей. Как ранее сообщал РБК, Китай обратился в РФ с просьбой облегчить визовый режим для туристов из Поднебесной, указывая на дороговизну российской визы для индивидуальных путешественников и невозможность получить многократную визу. Это предложение сейчас рассматривается.