Городской и территориальные избиркомы начали проверку подписей кандидатов-самовыдвиженцев и непарламентских партий. Первые забракованные подписи нашли у оппозиционных кандидатов, соратников Оксаны Дмитриевой.
В избиркомах города 20 почерковедов проверяют автографы избирателей, которые до 2 августа сдали семь политических партий и несколько десятков самовыдвиженцев. При этом примерно столько же, а то и больше, кандидатов подписи не донесли, отказавшись от участия в выборной гонке. Оставшихся могут не зарегистрировать после проведения графологических экспертиз: первый брак нашли у кандидатов от «Партии Роста».
Утром 4 августа рабочая группа Территориальной избирательной комиссии №2 ознакомила с результатами почерковедческой экспертизы кандидата Максима Резника. Он сдал подписи одним из первых, еще 29 июля.
Любопытно, что, когда депутат отдавал автографы избирателей, выяснилось, что процедура проведения жеребьевки (отбора четверти сданных им подписей для проверки) прописана так, что можно предсказать, какие именно подписные листы отдадут графологам и специалистам миграционной службы для проверки.
Выяснилось, что компьютер проводит жеребьевку только папок с подписными листами, а дальше уже из выбранной проверяют первую тысячу (в случае Резника – 1126 подписей – цифра зависит от количества жителей в округе) сверху. Поэтому, принеся все в двух папках, можно с вероятность 50 процентов угадать, какие подписи будут проверять. Соперники Резника из «Справедливой России» возмутились прозорливости кандидата, заподозрив его в сговоре с избирательной комиссией. Впрочем, 4 августа выяснилось, что административный ресурс явно не на стороне оппозиционера.
Графологи нашли у депутата 156 автографов, как им показалось, одинаковых или написанных одной рукой, ещё 38 подписей забраковала миграционная служба. Это больше 10 процентов допустимого количества брака (от 1126 эта цифра составляет 112). На заседании рабочей группы юристы Резника пытались оспорить результаты проверки, однако члены комиссии были непреклонны. Впрочем, окончательное решение будет принято 7 августа, не исключено, что до этого времени политическая ситуация (а сам Резник уверен именно в том, что происходящее имеет именно такой характер) может измениться.
Тем временем в комиссиях других районов также находят брак в подписных листах кандидатов от «Партии Роста». Как утверждают в партии, в ТИКе № 29 в 22-м округе, где избирается Маритана Кузнецова, при проверке собранных в ее поддержку подписей по системе ГАС «Выборы» обнаружен брак на уровне 2% – 24 подписи, почерковед забраковал еще 89 подписей. Пока неизвестен ответ миграционной службы, которая проверяет точность паспортных данных, тем не менее уже понятно, что к превышению 10-процентного порога (116 подписей) союзница Оксаны Дмитриевой очень близка. Шаткое положение у предпринимателя Дмитрия Павлова, идущего от «Партии Роста» в Пушкине, — миграционная служба нашла более 100 неточностей в данных паспортов. Так же — у Ирины Комоловой в 19-м округе. Пока неизвестны результаты проверок Ольги Галкиной, впрочем, по слухам, у нее пока ошибок не нашли. Не стала возражать почерковед и после проверок подписей депутата Владислава Бакулина.
Впрочем, брак в подписных листах находят не только у оппозиционеров, но и у условно лояльных власти кандидатов. Некоторые собеседники «Фонтанки» даже утверждают, что перед избирательными комиссиями поставили задачу проверять так, как есть, не делая скидки на политическую принадлежность. Например, в 15-м округе (включающем 3 района – Невский, Красногвардейский и Фрунзенский) после проверки подписей написал заявление об отказе участвовать в выборной гонке бывший глава Калининского района Александр Дмитриев. Кроме того, как говорят, под сотню бракованных подписей нашли у бывшего депутата Игоря Риммера и у самовыдвиженца, главы «Невского фронта» Александра Алеханова. Подписи кандидатов от партий «Родина» (Андрей Петров) и «ПарЗаС» (Александр Смехов) в этом округе почерковеды пока не проверяли. Как говорят, ректора Санкт-Петербургской юридической академии Ольгу Зыбину, намеревавшуюся сражаться за депутатский мандат в 16-м округе, также могут снять из-за бракованных автографов. Считают собеседники «Фонтанки», что и у самовыдвиженца по округу Милонова (№17) Вадима Сагалаева могут быть проблемы с подписями избирателей.
Впрочем, почти половина из заявившихся первоначально кандидатов до этапа проверки подписей даже не дошла, поняв, что собрать 5 тысяч за месяц — дело почти невозможное. В Кировском районе от участия в выборах отказался глава компании «Воин-В» Олег Глущенко, решив, что лучше заняться стройкой, а не политикой. В ТИК № 9 сдали подписи всего трое, в том числе самовыдвиженец Владимир Верховых, жаловавшийся в суд на то, что ему мешают и не дают собирать автографы горожан. В ТИК №11 Калининского района подписи принес только кандидат от «Партии Роста» Андрей Шарков. Зато бывший член УИКа от «Единой России» преподаватель Военной академии связи им. Буденного Михаил Дзяда, предоставивший в комиссию подписные листы одним из первых, напротив, написал заявление о снятии с выборов, объяснив такой жест тем, что решил заняться семьей, а не политической карьерой. В 21-м округе в Московском районе подписи принесла только самовыдвиженец, советник губернатора Елена Церетели. Не смогли там собрать нужное ни выдвиженцы от «Партии Роста», ни от «Партии за справедливость», ни еще двое самостоятельных кандидатов. Перечислять таких неудавшихся кандидатов можно долго.
Что же касается подписей за списки непарламентских партий (их сдали партии "Великое Отечество" Николая Старикова, "Партия Роста" Оксаны Дмитриевой и Бориса Титова, "Парнас", "ПарЗаС", "Родина", "Коммунисты России" и "РОТ Фронт"), то их еще изучают почерковеды. Как предполагают собеседники «Фонтанки», не исключено, что брак могут найти в подписных листах партии «Великое Отечество» и «Родина». «Эти партии наиболее близки к Смольному, таким образом лояльный Вячеславу Макарову Горизбирком сможет дать политический ответ за забракованные подписи близкого к спикеру Максима Резника», – считают высокопоставленные источники.
На данный момент в Горизбирком уже поступила первая жалоба на результаты работы почерковедов в Василеостровском районе, впрочем, юристы утверждают, что в России еще не было прецедентов, когда результат их работы удавалось оспорить.
«Уже в далеком 2004 году появилась подобная правоприменительная практика, оставшаяся в судебных решениях. Заключение эксперта и справка из УФМС – истины в предпоследней инстанции, которые практически всегда подтверждаются судебным решением. Все ошибки, недостатки, опечатки в подписях, паспортах, иных документах избирателя или прочие недочеты – вина исключительно и только самого кандидата», – отмечает руководитель проекта «Судебный индекс политюристов» Антон Рудаков.
Напомним, что в Северной столице действует смешанная система выборов. Это значит, что половину мест разыгрывают по партийным спискам, половину — по одномандатным округам. Для регистрации списка непарламентской партии необходимо набрать около 20 тысяч подписей, участнику выборов по округу от непарламентской партии или самовыдвиженцу — примерно 5 тысяч. Проверяется четверть подписных листов. Какие именно — определяет автоматическая система «Выборы». Затем создается рабочая группа, куда приглашают членов комиссии, специалиста почерковеда из МВД и отправляют запрос в ФМС. В случае обнаружения более чем 10 процентов ошибок подписи бракуются, и кандидату отказывают в продолжении кампании.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»