В разгар выборной кампании в ДТП под Петербургом разбился вице-спикер ЗакСа Павел Солтан. Депутат, 35 лет назад попавший под колеса поезда, возвращался с семьей из похода в лес за грибами.
В аварии пострадали еще пять человек, в том числе жена вице-спикера – она в тяжелом состоянии находится в больнице. Правоохранительные органы решают вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 264 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств").
Вечером в воскресенье, 14 августа, вице-спикер петербургского парламента, справедливоросс Павел Солтан возвращался с семьей из Ленинградской области в Петербург. Как говорят его однопартийцы, депутат был грибником и в эти выходные ездил с семьей в лес. В 18 часов на 43-м километре дороги Парголово – Огоньки в его автомобиль врезался вишневый «Мерседес». В результате лобового столкновения находившийся за рулем «Тойоты» Солтан скончался на месте. Его жену в тяжелом состоянии госпитализировали. Тяжелое состояние также зафиксировано у водителя «Мерседеса» и пассажирки. Состояние грудного ребенка, находившегося во встречной машине, и дочери Солтана c переломом руки – средней тяжести. Пострадавших развезли в две больницы – ЦБР Всеволожска и НИИ скорой помощи имени Джанелидзе.
Сразу после того, как стало известно об аварии, в Ленобласть выехал спикер петербургского ЗакСа Вячеслав Макаров, после посещения места трагедии он пообещал обеспечить тщательное расследование ДТП.
Между тем, по предварительной версии правоохранительных органов, авария произошла из-за того, что «Мерседес», двигавшийся от Петербурга, выехал на полосу встречного движения. Как говорят, и водители, и пассажиры иномарок были пристегнуты, а ребенок находился в специальном детском удерживающем устройстве. В обеих машинах сработали подушки безопасности.
В группе «ВКонтакте» «ДТП и ЧП», однако, нашлись очевидцы аварии, утверждающие, что ход событий был иным (авторские орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.): «Мы ехали за вишневым Мерседесом. Перед ним черный рэнж. Ехали с обычной скоростью, никто даже и разогнаться бы не успел, только съехали со Скандинавии. 90-100 максимум. Впереди видим, как в замедленном кино, чёрная машина навстречу начинает ехать наискосок. Так бывает, когда водитель заснул или плохо стало. Рэнж ровер увернулся, а мерседес влетел прямо в лоб, его просто как воздушный шар разорвало прямо перед моими глазами. Мы уходили от столкновения с ним через встречку на обочину. Просто повезло, не было встречных машин. У меня в машине, кроме подруги, на заднем сидение было двое её детей 11 и 12-ти лет», – написала Анна.
Позже в разговоре с «Фонтанкой» девушка подтвердила: по ее версии, черная машина («Тойота») внезапно сошла с полосы движения.
Стоит отметить, что водитель, бывший за рулем «Мерседеса», как выяснила «Фонтанка», – заядлый автолюбитель. Вишневым «Мерседесом» 2009 года выпуска управлял 28-летний Дмитрий. На своей странице в соцсетях он указывает в качестве места работы группу компаний «БиоЛайн». Фирма занимается оснащением, техническим сервисом, обучением лабораторий, медицинских и научных учреждений различного профиля. С другой стороны, весь контент страницы Дмитрия – автомобили, из фаворитов – «Альфа Ромео». В марте 2016 года вишневый «Мерседес» Дмитрия попал в обзор известного автовидеоблога.
Знакомые Павла Солтана в версию водителя Анны не верят: однопартийцы утверждают, что депутат чувствовал себя в последнее время превосходно, не был пьющим человеком, с автомобилем управлялся первоклассно. «Он очень любил ездить на машине, хорошо владел управлением», – подтверждает эти слова депутат Марина Шишкина.
Принадлежащая Солтану «Тойота» была выпущена специально под заказ — депутат, попав в 20 лет под поезд, не имел ни рук, ни ног. Как утверждают в ЗакСе, система управления автомобилем была замкнута на руль, где находились и рычаги тормоза и газа.
Права Солтан получил еще в 1988 году, спустя 7 лет после трагедии: будучи 20-летним студентом, он обходил по железнодорожным путям товарный состав и не заметил приближающуюся электричку, после аварии врачи ампутировали ему руки и ноги. Первой машиной получившего инвалидность инженера стал автомобиль Запорожского завода. В 1994 году после визита английской королевы в НИИ протезирования, где работал Солтан, президент Борис Ельцин подарил ему новый автомобиль, специально сделанный под инвалида.
«Павел Солтан вручал королеве подарок – фарфоровый чайник работы завода Корниловых. Директор института, представляя Павла, сказал между прочим, что он очень любит водить свой старенький автомобиль, который часто ремонтирует. А потом к Солтану подошла Наина Иосифовна Ельцина, которая приехала в институт вместе с королевой. Поговорила с ним несколько минут. Смотрела на Павла немного удивленно. На следующий день Солтану сообщили потрясающую новость. Президент подарил ему автомобиль. Новенькие «Жигули» восьмой модели», – писала в конце 1990-х газета «Вечерний Петербург».
В 1998 году Солтан избрался депутатом Законодательного собрания Петербурга второго созыва, после этого переизбирался еще трижды. В пятом созыве был избран вице-спикером. В Мариинском дворце занимался вопросами инвалидов и городским хозяйством. В 2012-м был одним из депутатов, проголосовавших за обращение к Валентине Матвиенко с просьбой не принимать «закон Димы Яковлева». В 2014-м был награждён почётным знаком "За особый вклад в развитие Санкт-Петербурга". В 2016-м году должен был избираться в Законодательное собрание 6-го созыва по 14 одномандатному округу в Калининском районе.
«То, что произошло, – невероятная трагедия. Я не знала больше таких людей, как Павел Солтан. По нему и не скажешь, было, что он инвалид, так активно он жил. Он любил жизнь и людей, всегда помогал им и активно работал с жителями. При этом был очень скромным человеком», – рассказала «Фонтанке» секретарь регионального отделения «Справедливой России» Надежда Тихонова. По ее словам, в ближайшее время будет решаться вопрос о похоронах вице-спикера и выборе кладбища. «Сейчас пока главное – жена Павла Михайловича — ей предстоит операция», – добавила Тихонова.
Ксения Клочкова, Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»