Во время эвакуации населения подальше от логова террористов на Ленинском спецназ ФСБ впечатлил старушек своей статью и вежливостью. За это им простили залитый кровью лифт.
Ранним утром 18 августа корреспондент «Фонтанки» приехал к дому 92/3 по Ленинскому проспекту, где накануне прошла спецоперация по ликвидации членов вооруженного бандформирования, прибывшего в Петербург с Северного Кавказа. Жильцы прославившегося на всю страну дома готовы были опоздать на работу, но не могли оторвать себя от увлекательнейшего занятия — обсудить с соседями вчерашний штурм квартиры №614 на десятом этаже.
«Я живу на тринадцатом этаже. Над квартирой, где все было. Видел, как спецназ прыгал в окно. А про взрывы что говорят — вранье. Только раз нормально бахнуло. Точно вам говорю, граната была», – с уверенностью рассказывал окружающим Александр. Он посетовал, что спуститься ниже ему не дали — на черной лестнице был спецназ, а лифты предусмотрительно отключили.
«Значит, это они большой лифт сломали?» – попробовал возмутиться один из слушавших, но на него тут же принялись шипеть несколько местных пенсионерок.
Дверь в шестом подъезде, где развернулись основные события, распахнута настежь. У входа белеет мешок с песком, забытый спецназовцами при штурме. Как и говорили жильцы, пока исправен лишь один лифт — тот, что меньше. Пол в кабине до сих пор залит кровью, но это никого не беспокоит. Бурые пятна прикрыли разорванным пакетом из соседней «Пятерочки», а молодежь фотографирует свои ноги на фоне засохших разводов, чтобы выложить в Instagram. Сама перестрелка спецназа с террористами их мало волнует. «Их же убили», – разводит руками молодой парень лет двадцати и выбегает из дома.
На десятом этаже, где жили боевики, обстановка соответствующая. Перед лифтом стоят пустые коробки, мешки с песком, окровавленные перчатки и бахилы. Дополняют картину ватные палочки, которыми обычно пользуются эксперты, делая смывы с трупов. Присматривать за всем этим оставили участкового. Полицейский, как и положено, с ночи отгонял любопытных. И даже на вопрос о том, сколько он уже дежурит, стойко отвечал: «Не знаю». А вот соседи террористов по этажу оказались более разговорчивы.
Так, одна из семейных пар рассказала корреспонденту «Фонтанки» о том, что даже не подозревали, кто поселился рядом. «У нас тут восемь квартир. Они очень тихо себя вели. Мы знаем, что раньше там бабушка жила, потом умерла вроде и квартиру стали сдавать», – рассказала женщина.
Пожилая дама, также проживающая на десятом этаже, отметила, что люди в форме вывели ее из квартиры до того, как началась стрельба. «Мне позвонили в дверь, сказали, что ненадолго нужно уйти. Очень вежливо сказали. Я когда вышла, увидела, что вдоль стен стоят мальчики, статные все — богатыри. Я даже обомлела, а вежливый мне руки погладил, таблетку от давления предложил. За мной также еще одну соседку вывели», – вспоминает пенсионерка.
Перед выходом с этажа она увидела, как несколько спецназовцев с оружием укрылись за грудой белых мешков. К слову, эти мешки так и стоят вдоль стен коридора.
О владельцах квартиры ей также мало что известно. «По весне квартиру снимала молодая семья с ребенком. Русские. Мужчина, по-моему, работал в полиции. Я видела его в форме», - рассказала собеседница.
Другие соседи боевиков оказались менее разговорчивыми. Из-за закрытых дверей доносилось «некогда», «в шоке», «давление». Кто-то уснул под утро, другие уже устали от журналистов.
Приветливо с прессой общались лишь представители местного ЖЭКа. Дворники в синих и оранжевых робах громко решали, что делать с песком, который оставили сотрудники ФСБ, а заодно – кто будет смывать кровь в лифте.
«Кровь в лифте вообще случайно оказалась. Они трупы хорошо упаковали, просто большой лифт так и встал на одиннадцатом этаже, пришлось мертвецов в маленьком везти. Одного когда пополам сложили, он и протек. Но они извинились, сказали, что убирать некогда. Мы все понимаем. Вот только что с песком делать, неясно. Вроде сказали, что он им не нужен», – рассуждал один из подметальщиков.
Разговоры прервала начальница ЖЭКа. Она повела подчиненных к квартире боевиков, чтобы осмотреть обстановку. Подергав за ручку заколоченную и опечатанную дверь, коммунальщица оценила творящийся вокруг бедлам и велела вызывать машину, чтобы вывезти-таки мешки с песком. «Вперед, вперед», – подбадривала она подчиненных, вероятно, подражая спецназу, работавшему здесь накануне.
Тимур Зайнуллин,
«Фонтанка.ру»